Скорпион II

Статья находится в рубриках
Скорпион II

Изображение Скорпиона II на его булаве

корпион II (др.-егип.: Селк или Уэха; также известен как "Царь Скорпион") - второй из двух додинастических правителей с таким именем, принадлежащий к так называемой 0-й (или 00-й) Династии. Хотя данные о нем являются довольно расплывчатыми и некоторые ученые даже сомневаются в его существовании, несколько известных современных египтологов утверждают, что он жил приблизительно в 3200 году до н.э. и сумел завоевать Нехен (Иераконполь), самый важный город в Верхнем Египте того времени, став благодаря этому наиболее могущественным правителем в стране.

1. Идентификация личности

1.1. Имя
Царь Скорпион II

Имя фараона Скорпиона II в иероглифах. Читается: ḥr srḳ, т.е. "Хор-Серк" (Хор-Скорпион)

Имя царя Скорпиона и его титулатура вызывают большое количество споров в современной египтологии. Его имя часто сопровождается символом шести- или семилепесткового цветка или золотой розетки. Этот герб также можно обнаружить на многочисленных объектах из периода, охватывающего 0-ю и начало I-й Династии; затем, вплоть до III-й Династии, он пропадает вовсе только для того, чтобы вновь появится среди титулов таких высокопоставленных должностных лиц, как Хабаусокар и Аа-ахти (оба датируются концом III-й Династии). Точное значение этого символа горячо обсуждается среди ученых, и наиболее распространенной гипотезой является то, что данный герб можно интерпретировать как "номарх" или "высокочтимый господин". В Додинастическую и Раннединастическую эпохи он, очевидно, использовался для отличия правителей; в более поздние периоды подобным цветком обозначались высокопоставленные чиновники и местные князья, особенно те из них, кто также служил в качестве жрецов богини Сешат. Таким образом, символ золотой розетки стал официальной эмблемой Сешат. Хотя его окончательное произношение также оспаривается, большинство лингвистов и египтологов читают его как "неб" (т.е. "господин", "властитель") или "несу" ("правитель") и убеждены, что этот символ был своего рода предшественником для более позднего "серекха".

Символ скорпиона, который лежит в основе имени Скорпиона II, как правило, связывается с введенным позднее культом богини Селкет. Однако египтологи и лингвисты, такие как Людвиг Моренц, Хорст Бейнлих, Тоби Уилкинсон и Ян Ассман, указывают, что эта богиня появилась в египетском пантеоне не ранее, чем в конце эпохи Древнего царства. С этой точки зрения, символ скоприона никак не должен был связываться с ее культом. Моренц также добавляет, что в таких случаях, когда образ животного добавлялся в имя правителя, само животное обычно имело другой смысл, абсолютно отличный от политического или религиозного значения. Символ скорпиона, как правило, служил для обозначения таких опасных вещей как "яд" или "болезнь", однако мог иметь и другое значение: "беспокойное дыхание", "стремительное нападение" и "штормовое дуновение" (в военном плане). Таким образом, поскольку непонятно, какой истинный смысл был вложен изначально в имя Скорпиона II, во всех современных публикациях он интерпретируется просто как "Царь Скорпион".

1.2. Личность и хронологическая позиция
Скорпион II

"Золотая розетка" - атрибут додинастического царя

В настоящее время существует несколько теорий относительно личности Царя Скорпиона и его хроногического положения среди линейки правителей Додинастического периода. Кроме того, так и не были до конца выяснены личности ни его предшественника, ни преемника. По мнению некоторых египтологов, таких как Бернадетт Менью, имя Скорпиона II рядом с символом золотой розетки должно интерпретироваться как один из эпитетов царя Нармера, а поразительное сходство стилей в рельефных изображениях булавы Скорпиона и палетки Нармера лишь может говорить в пользу данного предположения.

Немецкие исследователи Гюнтер Дрейер и Вернер Кайзер видят в преемнике Скоприона II царя Ка, а в качестве его предшественника называют Нармера. Египтолог Йохем Каль, исходя из места расположения основных находок того времени, предполагает, что Скорпион II правил в юго-западном регионе Верхнего Египта, в то время как Нармер параллельно царствовал в северной его части. В свою очередь, Вольфганг Хелк напротив, из-за невыясненного чтения еще четырех царских имен, находящихся в царских списках между Скорпионом II и Нармером, сопоставляет Скорпиона II с последним правителем так называемой местной "Гераклеопольской" династии до того, как он был сменен царем Ири(-Хором) - основателем следующей "Тинисской" династии.

Другие ученые, такие как Тоби Уилкинсон, Рене Фридман и Брюс Триггер, считают, что Царь Скорпион являлся противником царей Нармера и Ка (или Сехена). По их мнению, в те далекие времена Египет был разделен на несколько мелких царств, постоянно враждовавших друг с другом, и в ходе этой борьбы Нармеру, в конце-концов, удалось покорить земли Ка и Скорпиона II, таким образом, впервые объединив весь Египет под своим началом.

2. Свидетельства о существовании

2.1. Булава Скорпиона II
Скорпион II

Торжественная булава Скорпиона II из Иераконполя. Музей Ашмола в Оксфорде, эксп. E3632

Единственным изобразительным свидетельством существования Скорпиона II является так называемая "булава Скорпиона", вернее, ее навершие, которое было обнаружено археологами Джеймсом Квибеллом и Фредериком Грином при раскопках древнего города Нехен (Иераконполь) в 1897-1898 годах. В настоящее время данная находка хранится в коллекции музея Ашмола в Оксфорде. Поскольку окружающая среда и геологические слои, где изначально была обнаружена булава, были полностью уничтожены из-за методов работы ранних археологов, ее стиль позволяет определить, что она была изготовлена в самом конце Додинастического периода.

На булаве Скорпиона изображена одна большая фигура царя в белой короне Верхнего Египта. Он несет мотыгу, которая может быть интерпретирована, как символ какого-то торжественного ритуала с участием фараона, во время которого он, к примеру, должен был выкопать первую борозду для последующего засеивания поля или постройки дамбы, орошающей прилегающие земли. Использование и размещение этой фигуры очень похоже на иконографию, используемую на лицевой стороне палетки фараона Нармера. Царю предшествуют его служащие, один из которых, кажется, бросает перед ним в землю семена из корзины, а второй (изображение которого частично повреждено) несет огромный пучек зерна, что подкрепляет предположение о некоем церемониальном посеве семян, возможно, связанного с праздником Сед или ритуалом какого-то основания. Возможно, таким образом, Скорпион II был основателем таких городов как Нехен или Буто, что могло бы объяснить место нахождения булавы в древнем Иераконполе. Над служащими перед фигурой царя изображены представители второстепенной прислуги, которые несут такие же атрибуты, какие встречаются на палетке Нармера. Ниже всей этой сцены представлен пейзаж с пересекающимися дорогами, постройками и людьми возле них.

Скорпион II

Развернутое изображение булавы Скорпиона II

Сразу за фигурой царя (с левой стороны) идут два носителя царских опахал, а еще левее изображены папирусные рощи. За ними, в верхней части, видны группа танцовщиц и священнослужителей, а также жрец "Repw.t", охраняющий царский паланкин. Вся нижняя часть утеряна из-за повреждений этого фрагмента булавы. Любопытен тот факт, что это праздничное шествие смотрит в противоположную от царя и его знаменосцов сторону; развернутое по своей длине изображение булавы показывает, что обе эти процессии должны были встретиться в итоге в центральной части сцены, в которой некоторые ученые, такие как Криштоф Циалович, Эрфрид Баумгартель и Тоби Уилкинсон, замечают крошечные следы ног и завиток от Красной короны, а также вторую золотую розетку, которая довольно хорошо видна. Согласно этим исследователям, полная сцена должна была содержать фигуру второго царя, носящего Красную корону Нижнего Египта. В таком случае, булава представляла бы Скорпиона II в качестве правителя всего Египта.

В самой верхней части этого памятника указан ряд различных божественных атрибутов, каждый из которых увенчан символом бога (Сета, Мина и Немти) или нома. Изначальное количество этих атрибутов неизвестно, однако отчетливо видно, что одна их половина содержала изображения птиц (ибисов) в подвешенном положении, а другая - висячих охотничьих луков. Обе строки развернуты по направлению друг к другу. Вероятно, ибисы, таким образом, представляли "жителей Нижнего Египта" или "простых людей", в то время как луки указывали на враждебные азиатские племена. Их висячее положение интерпретируется, как доказательство того, что Скорпион II начал завоевательные походы в Нижний Египет и атаковал врагов на его границах, что, в конечном счете, привело к победе Нармера и объединению всей страны.

2.2. Ярлыки из слоновой кости

Кроме всего прочего, в Абидосе, Тархане и Миншат-абу-Омаре были обнаружены многочисленные ярлыки из слоновой кости, содержащие изображение скорпиона. Некоторые из них показыват скорпиона, удерживающего иероглифический знак "ном/участок/земля" (согласно, списку Гардинера, символ N24), что может нести в себе более глубокий смысл: фигура скорпиона может представлять царя Скоприона II в качестве правителя определенных (но неназванных номов). На некоторых других ярлыках скорпион следует за знаком ласточки, что переводится как "Скорпион велик". А один из уникальных ярлыков даже содержит изображение скорпиона, держащего длинную палку и ударяющего своего врага. Поскольку на большей части этих ярлыков в верхней их части присутствует символ цапли, то такие египтологи, как Томас Шнайдер, Гюнтер Дрейер и Питер Каплони, предположили, что сам Скоприон II происходил родом из города Буто.

2.3. Другие находки
Скорпион II

Зарисовка глиняного отпечатка с именем Скорпиона II, обнаруженного в Миншат-абу-Омаре

В Тархане и Миншат-абу-Омаре были обнаружены несколько каменных и глиняных фрагментов, содержащих царский серекх с неразборчивой фигурой внутри, которую египтологи Т. Шнайдер, Д. Уилдунг и Г.Тевельд сопоставляют с сильно стилизованной фигурой скорпиона. Другие ученые, такие как Г.Дрейер и В.Хелк, опровергают это предположение и предполагают, что данный серекх происходит от одной из версий царя Ка.

Возле Второго нильского порога, неподалеку от озера Насер, в Гебель Шейх-Сулеймане (Судан) расположена большая каменная глыба, на которой вырезано большое изображение скорпиона, идущего по телам убитых врагов. Последние изображены с ногами, вывернутыми вверх, и торчащими из них стрелами, а двое вражеских воинов все еще держат в руках свои луки и продолжают стрелять. Благодаря символам страусиных перьев и луков, присутствующих на этом изображении, враги скорпиона могут быть определены как нубийцы, поскольку эти атрибуты были типичными египетскими обозначениями этого народа. Сам скорпион изображен рядом с человеческой фигурой, у которой имеется искусственная борода и висящий за поясом нож. Вся сцена интерпретируется как празднование победы Царя Скорпиона II над враждебными племенами нубийцев.

Наконец, на небольшой статуэтке неизвестного происхождения, изображающей человеческий торс и датируемой раннединастическим периодом, существует надпись, заключенная в царский серекх, которая может читаться как "Нар(мер)" или обозначать скорпиона (на самом деле, ни одно из этих утверждений не является окончательно обоснованным). Ныне эта находка хранится в Государственном музее Египетского искусства в Мюнхене.

3. Период правления

3.1. Политическая обстановка
Скорпион II

Изображение ибиса в качестве названия додинастического нома. "Палетка ибиса", Египетский музей в Каире, эксп. CG 14238

Многочисленные артефакты, украшенные рельефным орнаментом, и керамические изделия с маркировкой из черных чернил свидетельствуют о процветании торговых связей во времена царствования Скорпиона II. В это время появляются первые иероглифические надписи для обозначения "Верхнего Египта" и "Нижнего Египта". Таким образом, обе части страны начинали тесно взаимодействовать друг с другом. В то же время является очевидным, что Египет был разделен на два сосуществующих царства, поэтому ученые до сих пор пытаются выяснить соотношение их могущества при додинастических правителях. Очевидно, что проведение завоевательных кампаний должно было иметь значительное экономическое подспорье, а большое количество воинов и городской стражи нужно было чем-то кормить. Исходя из этих познаний, такие ученые, как К.Циалович, Т. Уилкинсон, Карл Бутцер и Майкл Хоффман, предполагают, что в то время уже существовали богатые оросительные системы практически по всей стране.

Многочисленные находки (такие как "Палетка Охотника", "Ливийская палетка" и "Палетка Нармера"), в том числе и булава Скорпиона II, показывают изображения рек, растений, деревьев и нескольких разновидностей животных (птиц, млекопитающих и рыб) с их подробными природными особенностями. Наряду с этими сценами изображены человеческие фигуры, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность. Египтологи предполагают, что именно обширные сельскохозяйственные работы и являлись основным источником экономического процветания додинастических правителей. Оросительные системы позволили увеличить население страны, количество крупного рогатого скота и различных овощных угодий. Тем не менее, у ученых вызывает удивление тот факт, что именно развитие сельского хозяйства позволило древним царям обеспечить небывалые до этого власть, влияние и богатство.

3.2. Религиозные представления
Скорпион II

Человеческий торс с именем царя Хора-Скорпиона. Раннединастический период, ок. 3200 г. до н.э. Музей в Мюнхене

Многочисленные украшения на артефактах также изображают большое количество различных фетишей и божественных атрибутов, которые свидетельствуют об уже существующей на тот момент сложной регилиозно-культовой системе. Поскольку эти атрибуты часто украшали батальные сцены сражений или завоеваний, подобные события могли нести в себе определенное культовое значение. К этому периоду также относятся самые ранние узнаваемые образы таких богов как Гор, Сет, Мин, Немти, Нехбет, Бат и Упуаут. Тем не менее, остаются неизвестными культовые центры почитания этих божеств и места расположения их первых святилищ, так как иероглифы, обозначающие какие-либо географические названия, на тот момент еще не были введены.

Еще одним довольно любопытным аспектом культовых и религиозных убеждений древних египтян во времена Скорпиона II являются многочисленные изображения мифических созданий, таких как "серпопарды" и "крылатые химеры". "Серпопарды" (или, как их еще называют, "змеельвы") появляются на знаменитой палетке Нармера и на так называемой "палетке Двух Собак" из Иераконполя и имеют название "Swdja", что можно перевести как "неучтожимые". В египетской мифологии эти создания описываются как "Те, кто движет солнцем". На палетке Нармера два серпопарда сплетаются шеями друг с другом, что считается аллегорическим отображением объединения Египта. Во времена Скорпиона II два серпопарда также могли изображаться разрывающими на части газель, что могло символизировать то, что эти мифические существа находились под контролем царя (т.е. атакуют по его команде).

"Крылатые химеры" в древнеегипетских источниках называются "сефер" и представляют собой хаос и насилие. Их изображения встречаются на "палетке Двух Собак" и нескольких артефактах из слоновой кости. Некоторые ученые указывают на то, что эти создания, также как и серпопарды, изначально могли иметь месопотамское происхождение.

Еще одним представлением, относящимся к эпохе правления Скорпиона II и явно имеющим месопотамские корни, является изображение воина, который борется с двумя львами голыми руками. В каждой из рук, разведенных в стороны, он держит по льву. Аналогичный мотив присутствует и в изображениях, где воин сражается с двумя жирафами. Во времена более поздних династий данная сцена трансформировалась в иероглиф, который Алан Гардинер обозначил в своих списках как символы A38 и A39. Он читается как "Qjs" и использовался в качестве эмблемы города эль-Кусия.

4. Влияние Месопотамии при Скорпионе II

Все вышеперечисленные атрибуты и эмблемы, а также погребальная архитектура того времени и найденные предметы (такие как различные инструменты, бусы и цилиндрические печати), доказывают удивительно сильное и всестороннее влияние месопотамской культуры и религии на заре Древнего Египта. Благодаря этому познанию, удается определить появление тех или иных архитектурных разработок, появившихся в местах массовых додинастических захоронений, таких как Миншат-абу-Омар, Иераконполь и Накада. Архитектурные методы, которые использовались при постройке погребальных комплексов и гробниц, были явно позаимствованы из месопотамских построек.

Так и не выяснено до конца, почему древние египтяне развивали столь интенсивные дружественные связи с Месопотамией, однако некоторые исследователи предположили, что первые египетские вожди и правители сами были родом из Месопотамии, хотя подобные утверждения так и не имеют под собой никаких документальных свидетельств, подтверждающих бы их правдивость. Во времена правления царя Скорпиона II и его ближайших преемников влияние Месопотамии, по-видимому, начинает уменьшаться, и вскоре в Египте начинает развиваться своя собственная, все более и более независимая культура, что, несомненно, стало еще одним важным шагом в становлении его, как могущественного и богатого государства.

5. Гробница

Скорпион II

Царь Скорпион II. Деталь его булавы. Музей Ашмола, Оксфорд

Точное расположение гробницы Скорпиона II неизвестно. В настоящее время существуют два захоронения, которые ученые рассматривают в качестве возможных претендентов на ее место. Первое из них известно как "гробница B50" и находится в Умм-эль-Кааб (вблизи Абидоса) и представляет собой квадратную камеру, разделенную на четыре отдельных комнаты с помощью обычной крестообразной глинобитной стены. Здесь были обнаружены несколько ярлыков из слоновой кости с изображениями скорпиона. Второе место захоронения находится в Иераконполе и зарегистрировано как "гробница HK6-1". Оно имеет размеры 3,5 х 6,5 м и глубину 2,5 м. Здесь также были обнаружены фрагменты из слоновой кости с изображениями скорпиона.

6. Имя Царя Скорпиона в популярной культуре

Английский писатель Уильям Голдинг на основе этого исторического периода Древнего Египта в 1971 году написал повесть "Бог Скорпион".

Имя "Царь Скорпион" было использовано в фильме "Возвращение мумии" (2001) и его спин-оффных приквелах "Царь скорпионов" (2002) и "Царь скорпионов 2: Восхождение воина" (2008).

В 2002 году была выпущена видеоигра "Царь скорпионов: Восхождение аккадца" в стиле "приключения/экшн".

В 2007 году был издан детский роман "Фараон" австралийской писательницы Джеки Френч, где главные события развиваются при дворе царя Скорпиона, а также описано соперничество между двумя его сыновьями: Нармером и Ястребом.

Источники
  • Rainer Hannig: Gro?es Handworterbuch Agyptisch-Deutsch: (2800 — 950 v. Chr.). von Zabern, Mainz 2006, ISBN 3-8053-1771-9, p. 225, 790 & 1281
  • Anton Moortgat: Die Goldrosette — ein Schriftzeichen?. In: Altorientalische Forschungen. Volume 21, Institut fur Orientforschung, Berlin 1994, p. 359–371.
  • Ludwig David Morenz: Bild-Buchstaben und symbolische Zeichen: Die Herausbildung der Schrift der hohen Kultur Altagyptens. (= Orbis Biblicus et Orientalis, vol. 205). Fribourg 2004, ISBN 3-7278-1486-1, p.151–154.
  • Rainer Hannig: Gro?es Handworterbuch Agyptisch-Deutsch : (2800 — 950 v. Chr.). von Zabern, Mainz 2006, ISBN 3-8053-1771-9, p. 455.
  • Jan Assmann: Stein und Zeit: Mensch und Gesellschaft im Alten Agypten. Fink, Munchen 2003, ISBN 3-7705-2681-3, p. 91.
  • Toby Wilkinson: Early Dynastic Egypt: Strategy, Society and Security. Routeledge, London 1999, ISBN 0-415-18633-1, p. 38, 56 & 57.
  • Bernadette Menu: Enseignes et porte-etendarts. In: Bulletin de l?Institut Francais d'Archeologie Orientale. Vol. 96, Institut Francais d’Archeologie Orientale, Kairo 1996, ISSN 0255-0962, p. 339–342.
  • Shaw, Ian; Nicholson, Paul (1995), The Dictionary of Ancient Egypt, The British Museum Press, p. 254.
  • Krzysztof Marek Cialowicz: La naissance d'un royaume: L’Egypte des la periode predynastique a la fin de la Iere dynastie. Inst. Archeologii Uniw. Jagiellonskiego, Krakow 2001, ISBN 83-7188-483-4,p. 97 & 98.
  • Elise Jenny Baumgartel, Ludwig David Morenz: Scorpion and Rosette and the Fragment of the Large Hierakonpolis Macehead. In: Zeitschrift fur Agyptische Sprache und Altertumskunde (ZAS), Vol. 93. Akademie-Verlag Berlin 1998, p. 9–13.
  • Thomas Schneider: Lexikon der Pharaonen. Albatros, Dusseldorf 2002, ISBN 3-491-96053-3, p. 276.
  • Gunter Dreyer: Horus Krokodil: Ein Gegenkonig der Dynastie 0. In: Renee Friedman, Barbara Adams: The Followers of Horus: Studies dedicated to Michael Allen Hoffman, 1949–1990. Oxford 1992, ISBN 0-946897-44-1, p. 259–263.
  • Peter Kaplony: Die Inschriften der agyptischen Fruhzeit. Bd. 2 (= Agyptologische Abhandlungen. Bd. 8, 2). Harrassowitz, Wiesbaden 1963, p. 1090.
  • Dietrich Wildung: Agypten vor den Pyramiden — Munchner Ausgrabungen in Agypten. von Zabern, Mainz 1986, ISBN 3-8053-0523-0, obj. 36.
  • Werner Kaiser, Gunter Dreyer: Umm el-Qaab: Nachuntersuchungen im fruhzeitlichen Konigsfriedhof. 2. Vorbericht. In: MDAIK Nr. 38. von Zabern, Mainz 1982, ISBN 3-8053-0552-4, p.70.
  • Winifred Needler: A Rock-drawing on Gebel Sheikh Suliman (near Wadi Halfa) showing a Scorpion and human Figures. In: Journal of the American Research Center in Egypt. American Research Center (Hrsg.), Eisenbrauns, Winona Lake 1967, ISSN 0065-9991, p. 87-91.
  • Michael Allan Hoffman: Egypt before the pharaohs: The prehistoric foundations of Egyptian Civilization. Routledge and Kegan Paul, London 1980, ISBN 0-7100-0495-8, p. 312–326.
  • Michael Allan Hoffman: Before the Pharaohs: How Egypt Became the World’s First Nation-State. In: The Sciences. New York Academy of Sciences, New York 1988, p. 40-47.
  • Jochem Kahl: Ober- und Unteragypten: Eine dualistische Konstruktion und ihre Anfange. In: Rainer Albertz (Hrsg.): Raume und Grenzen: Topologische Konzepte in den antiken Kulturen des ostlichen Mittelmeerraums. Utz, Munchen 2007, ISBN 3-8316-0699-4, p. 16.
  • Whitney Davis: Masking the Blow: The Scene of Representation in Late Prehistoric Egyptian Art. Berkeley, Oxford (Los Angeles) 1992, ISBN 0-5200-7488-2, p.67, 97 - 113.
  • Beatrix Midant-Reynes: The prehistory of Egypt. From the first Egyptians to the first pharaohs. Wiley-Blackwell, Oxford u. a. 2000, ISBN 0-6312-1787-8, p. 240 - 242.
  • Ulrich Hartung: Umm el-Qaab, Teil 2: Importkeramik aus dem Friedhof U in Abydos (Umm el-Qaab) und die Beziehungen Agyptens zu Vorderasien im 4. Jahrtausend v. Chr. (= Archaologische Veroffentlichungen. [AV] Bd. 92). von Zabern, Mainz 2001, ISBN 3-8053-2784-6.
  • Anton Moortgat: Die Goldrosette — ein Schriftzeichen?. In: Altorientalische Forschungen. Nr. 21, Institut fur Orientforschung, Berlin 1994, S. 359–371.

Алфавитный указатель