Религиозные обряды и культы

Статья находится в рубриках

1. Ритуалы Древнего Египта

Изображение Исиды

Богиня Исида, культ которой был одним из самых распространенных в Египте

  течение многовекового развития египетского государства значение и характер различных культов менялись. Смешивались верования древнейших охотников, скотоводов, земледельцев, на них наслаивались отзвуки борьбы и политического роста или упадка разных центров страны.

В то же время для египетской религии характерно длительное существование первобытных представлений, и многие древнейшие культы сохранили свое значение на протяжении всей истории древнего Египта.

Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные природные силы и общественные явления. Небо представлялось женщиной или коровой, земля и воздух - мужскими божествами. Ибисоголовый Тот был покровителем письменности и колдовства, а богиня Маат олицетворяла миропорядок. Явления природы воспринимались как отношения различных божеств.

Некоторые боги в древности почитались египтянами в виде животных или птиц. Сокола Хора еще с древнейших времен связывали с представлениями о могучем небесном божестве. После образования государства Хор выступает неизменным покровителем фараонов, которые сами назывались теперь Хорами. Слиянию культа Хора с царским способствовало и то, что с развитием поклонения Осирису как умершему царю Хор входит в круг осирических мифов. В то же время соколы, объекты поклонения в различных местностях, сливались с возникавшими тут местными культами солнечных божеств.

Пережитки первоначального поклонения богам-животным прослеживаются в сохранении звериных или птичьих голов у божеств с человеческими телами, в деталях головных уборов (рога коровы у Хатхор, газели у Сатит, барана у Амона и проч.). Позднее звери и птицы считались "душами" богов и жили при храмах. Чтобы быть признанным воплощением того или иного божества, животное должно было обладать особым цветом, формой пятен, рогов и т.д.

Статуя барана

Амон в образе барана из аллеи сфинксов в Карнаке

Одним из наиболее почитавшихся животных в Египте был бык. Он издревле воспринимался как олицетворение производящей силы и плодородия. Культ быков существовал в ряде мест и слился с культами тех богов, которые получали в данной местности господствующее положение. Так, в Мемфисе "душой" местного бога Птаха стал бык Апис, культ которого был связан с культом Осириса, в Гелиополе бык Мневис считался воплощением солнечного бога Ра, в Гермонтисе "живым образом" местного бога Менту стал бык Бухис.

Животным Амона был баран, подобно быку издавна почитавшийся в Египте как олицетворение плодородия. Священные бараны жили при храмах ряда богов. Например, в Эсне, Элефантине и 21-м номе барана считали воплощением бога Хнума, в Гераклеополе - бога Херишафа. В Мендесе, важнейшем месте почитания барана, священный баран назывался Ба-небджед - "Душа Владыки Джед" (т.е. Мендеса).

Большое распространение получил культ навозного жука, которого античные писатели называют скарабеем. В процессе осмысления явлений природы возник образ жука, толкающего перед собой солнечный диск. Он изображается также летящим и несущим солнце. Скарабей стал считаться воплощением восходящего солнца Хепри, с ним связывали надежды на жизнь и воскресение. Жукам поклонялись в храмах солнечных божеств.

Культ богини Хатхор связан с почитанием коровы. Обычно Хатхор изображали женщиной, иногда с ушами и рогами коровы, иногда с коровьей головой. Обоготворяемые коровы жили при храмах. Поскольку небо, по некоторым сказаниям, мыслилось в виде коровы, Хатхор стала считаться небесной коровой. Ей поклонялись как богине, связанной с солярным культом, подательнице плодородия. С этим же связано представление о Хатхор как о божестве дерева.

С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи, ихневмоны. После смерти трупы священных животных и птиц мумифицировали, затем укутывали в пелены и помещали в гробы с изображением погребенного животного на крышке. Во многих местах Египта найдены обширные кладбища животных. Наиболее известны гробницы крокодилов в Файюме, быков-Аписов в Мемфисе и быков-Бухисов в Гермонтисе.

Издревле во многих центрах сложились культы солнечных богов. Эти боги представлялись в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой - огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола, иногда в виде человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны, но независимо от того, назывался ли тот или иной бог Ра, Атум, Хепри или Хор, в основе их культа лежало поклонение великому светилу. Постепенно многие солнечные божества сливались. Иногда эти слияния пытались объяснить, трактуя, например, Хепри как утреннее солнце, Ра - как дневное, а Атум - как вечернее.

Руины Гелиополя

Останки Гелиополя - религиозного центра почитания бога Ра

Очень рано особое значение приобретает солнечное божество Ра. Ежевечернее исчезновение солнца и утренний его восход объяснялись как проглатывание и рождение его небом-коровой или небом-женщиной Нут. Наряду с этим существовали и другие представления - о том, например, что Ра днем плывет по небу в ладье до западных гор, где, по верованиям египтян, начиналось ночное подземное плавание Ра в другой ладье. В конце ночного плавания Ра опять переходит на дневную ладью и через ход в восточных горах вновь появляется в небе. Однако, чтобы взойти, солнцу приходится выдержать битву со своим врагом - змеем Апепом. Выйдя из нее победителем, Ра появляется в небе. Очень рано культ этого всеоживляющего и всеохраняющего бога вышел за пределы значения местного божества, и его связь с царским культом мертвых сделала Ра всеегипетским государственным богом.

Древнейшим центром почитания солнца был Гелиополь. До конца истории Египта культ солнца в том или ином образе оставался официальным государственным культом, причем если в какой-либо период тот или иной бог получал общеегипетское значение, его немедленно объединяли с главным солнечным божеством Ра (Амон-Ра, Себек-Ра, Менту-Ра).

Со времени Среднего царства, когда Египет вновь объединился под властью не игравшего до тех пор видной роли фиванского нома, огромное значение получил культ Амона. Истоки этого культа не совсем ясны: с одной

Со одной стороны, Амон, несомненно, близок с коптосским богом производительных сил природы Мином, с другой стороны, Амон встречается среди древнейших божеств г. Шмуну, столицы 15-го верхнеегипетского нома. Культ Амона был перенесен оттуда в Фивы для укрепления новой династии и новой столицы. Его женой и сыном провозглашаются фиванские божества Мут и Хенсу. Поскольку Фивы на протяжении многих веков оставались столицей, культ Амона приобрел общеегипетский характер. Чтобы усилить авторитет этого божества, Амона отождествили с Ра, и под именем Амона-Ра он прочно связывается с царским культом и даже получает черты бога-творца. Своеобразным откликом на политическую обстановку и настроения в обществе времен Среднего и начала Нового царства стало наделение Амона свойствами защитника и покровителя простых людей. Но основные его черты - это черты завоевателя и грозного владыки, "царя богов". Те или иные действия царя иногда объяснялись повелением Амона, и даже суд часто творился его именем.

Почитание Осириса

Почитание Осириса изображено на древнем папирусе

Особое место занимали культ правящего царя и официальное обожествление царской власти - одна из важнейших черт египетской религии. С древнейших времен фараон считался богом во плоти, ипостасью царского бога Хора на земле. Хоровы имена входят в его титулатуру. Уже в Древнем царстве фараона начинают считать сыном Ра, а его имя в надписях и на папирусах окружать защитным кольцом. Когда Фивы стали играть большую политическую роль и местное божество Амон получил общеегипетское значение, царя объявляют его сыном. Чудесное зачатие его Амоном и рождение изображают на стенах храмов. Власть фараона распространяли не только на страну и подданных, но и на явления природы; существовали специальные обряды, изображавшие фараона распорядителем природных сил. Фараон играл главную роль в общегосударственных земледельческих празднествах: при наступлении времени разлива Нила он бросал в реку папирус с приказом водам подняться, он также начинал пахоту, он же срезал первый сноп нового урожая.

С культом умершего царя теснейшим образом был связан культ всеегипетского бога Осириса, представляющего ежегодно умирающую растительность. Миф об Осирисе, восстановленный по различным источникам, рассказывает, что некогда он царствовал в Египте и научил людей земледелию и садоводству. Его брат, бог Сетх, желая править сам, убил его. Жена Осириса, богиня Исида, рождает сына Хора, который вступает в борьбу за наследство отца. После длительных споров боги признают Хора правомочным наследником, Осирис же становится царем загробного мира. Осирис олицетворял воды Нила и был связан с растениями - ячменем, полбой, виноградом. Так же как связь живого царя с Хором, связь Осириса с мертвым царем прослеживается с древнейших времен.

Основными местами поклонения Осирису были Бусирис и Абидос, где его культ целиком впитал культы местных божеств. Тут проходили в конце периода разлива пышные празднества, в которых представлялась судьба Осириса: его гибель, поиски Исидой его тела, оплакивание и погребение.

После смерти фараон уподоблялся Осирису, даже отождествлялся с ним и получал вечную жизнь. Эти верования отражены в текстах, вырезанных внутри пирамид, - записях царского заупокойного ритуала. То же видно и в коронационном обряде, где живой царь выступает как Хор, а Осирис представлен мумией умершего царя. Очень долго Осирис сохранял черты царского божества, и лишь с конца Древнего, а особенно со времени Среднего царства культ Осириса распространяется на культ мертвых вообще. Не только царь, но и рядовой человек при помощи заклинаний становился Осирисом и получал вечную жизнь. Вера в загробное существование не менее прочно переплеталась с представлениями солярного культа, также вначале связанного только с царем. Ра, как и Осирис, олицетворял источник вечной жизни, и умерший, попавший путем колдовства в число спутников Ра в его ладью, разделял с ним его судьбу.

Изображение загробного мира

Загробный мир древних египтян на стенах одной из гробниц

Представления, касающиеся загробного бытия, являлись сложной смесью древнейших и более новых верований - часто противоречивых и даже исключающих друг друга. Считали, что человек обладал несколькими "душами". Одна из них - двойник человека, ка, - обитала в гробнице. Ба, которую изображали птицей с человеческой головой, должна была при свершении специальных обрядов соединиться с телом, чтобы умерший ожил. Для этого надо было сохранить тело, что привело к мумификации трупов и стремлению построить прочную гробницу. Египтяне строили гробницы из камня или высекали в скалах. Однако недостаточно было совершить заупокойные обряды во время похорон и снабдить покойника необходимыми для загробной жизни вещами и провизией. Вечная жизнь предполагала постоянные жертвоприношения; затраты на них, на содержание жрецов и гробницы падали на наследников, в первую очередь на старшего сына. Поэтому царем и частными лицами выделялись специальные земли, доход с которых шел на поддержание заупокойного культа.

Огромную роль в верованиях египтян играло имя - уничтожение его наносило непоправимый вред загробному бытию, и египтяне всегда придавали большое значение его сохранению. Именно с этими верованиями связан миф о Ра и змее, в котором рассказывается, как Исида хитростью выведала истинное имя Ра и тем приобрела над ним власть.

Ко времени Нового царства окончательно формируется идея загробного суда, смутные представления о котором существовали и ранее. Идея суда характерным для египтян образом тесно связывает этический и магический элементы. Так, письменная фиксация отказа от своих прегрешений как бы уничтожает их, а находящиеся в равновесии весы, на которые при загробном суде Осириса бросают сердце, свидетельствуют о его праведности.

Смерть и состояние после нее считали продолжением земного существования, причем толковали это настолько буквально, что существовали специальные заклинания, которые должны были отвратить в загробном мире смерть от человека, уже умершего на земле. Общение живых с покойными происходило не только во время жертвоприношений и молитв, но и в виде письменных обращений к умершим с различными жалобами и просьбами. Возможность вмешательства мертвых в дела живых считалась делом обыденным. Существовала твердая вера в то, что умерший может помочь в несчастье или навлечь бедствия. Покойных просили выиграть судебное дело, исцелить больного, даровать потомство. Последнее было особенно важно для поддержания заупокойного культа. Человек желал после смерти сохранить возможность бывать на земле и находиться среди людей. Специальные тексты должны были способствовать ему в этом и обеспечить "выход днем" из гробницы.

Изображение загробного мира

Фараон в образе бога Осириса ведет беседу с Амоном-Ра и Анубисом в загробном мире

В гимнах, записях ритуалов и т.п. часто встречаются мысли о мироздании. Существовавшие идеи о сотворении мира очень противоречивы, что можно объяснить различиями во времени их возникновения и месте происхождения. Хотя одно учение и получало преобладание перед другими, не было канонизированной концепции создания мира, и наряду с гелиопольским мифом о творце Атуме и мемфисским сказанием, приписывающим ту же роль Птаху, существовали верования о том, что на поднявшемся из первобытного океана холме вырос лотос, который дал жизнь солнечному богу, или что солнце появилось из яйца, снесенного "Великим Гоготуном" на этом холме, и т.п.

Все же наибольшее распространение получило гелиопольское сказание из-за особого положения этого города как древнейшего политического и религиозного центра. Согласно ему, Атум, отождествленный с солнцем под именем Атум-Ра, возникнув из первобытного хаоса, оплодотворяет самого себя и выплевывает первую пару божеств: Шу - воздух и Тефнут - влагу. Тем самым Атум-Ра становится прародителем мира, так как Шу и Тефнут порождают Геба - землю и Нут - небо, а те, в свою очередь, Осириса, Исиду, Сетха и Нефтис. Эти боги образуют гелиопольскую "Великую Девятку", которая занимает важное место в пантеоне.

Более поздним, возникшим уже в Египте эпохи государственности, является мемфисское сказание. Оно приписывает местному богу Птаху сотворение мира сердцем (т.е. разумом) и словом. Называя вещи. Птах тем самым их создает.

2. Заупокойные тексты

Многие мумии были оснащены заупокойной литературой, которую умершие забирали с собой в загробный мир. В большинстве своём заупокойная литература состояла из списка инструкций и заклинаний, служащих своего рода путеводителем по загробному миру. Во времена Древнего Царства, только фараон имел возможность пользоваться подобной литературой, более известной как Тексты пирамид. Тексты пирамид представляют собой набор заклинаний, обеспечивающих воскрешение и защиту фараону от различного рода враждебных сил обитающих в загробном мире. Фараон Унис был одним из первых, кто использовал этот набор заклинаний. У него как и у некоторых последующих фараонов, заклинания были высечены на стенах, внутри пирамид. Эти тексты были индивидуально подобраны для него из большого банка заклинаний.

Тексты пирамид

Тексты пирамид в пирамиде Униса

В Первый переходный период и во времена Среднего царства некоторые заклинания Текстов пирамид стали находить на поверхности саркофагов, в погребальных камерах высокопоставленных лиц. Таким образом, постепенно, стала развиваться традиция записи заклинаний на внутренней и внешней поверхностях саркофагов. Тексты и заклинания записанные на поверхности саркофагов стали называться Текстами саркофагов. В этот период, заупокойная литература, впервые стала доступна лицам не имеющим королевского происхождения. Несмотря на то, что многие заклинания были перенесены из более ранних текстов, в Текстах саркофагов, стали появляться дополнительные заклинания, которые претерпели незначительные изменения, и были адаптированы для лиц не царского происхождения.

Во времена Нового царства, Тексты саркофагов стали записывать на погребальных папирусах, которые получили название Книга мёртвых. Подобные книги мёртвых продолжали создаваться вплоть до Позднего периода. Тексты в этих книгах были разделены на главы, каждая из которых могла содержать до двухсот заклинаний. Каждый из этих текстов был индивидуально составлен для умершего, хотя степень различия в них была не существенной. Если человек был достаточно богат, то за дополнительную плату он мог заказать себе свой вариант текста, который включал бы в себя те заклинания, которые ему больше хотелось видеть. Если же финансовое положение человека не позволяло ему совершить покупку персональной Книги мёртвых, то он мог купить более дешёвую, стандартную версию, в которой были оставлены пустые места для имени умершего.

3. Погребальная утварь

С древнейших времён истории Египта, простые египтяне хоронили умерших с различного рода предметами обихода, так как они могли пригодиться им после смерти. Это была кухонная утварь, керамические изделия, каменные сосуды, различные предметы быта и пища. Более богатые египтяне могли себе позволить быть похороненными с мебелью, ювелирными изделиями и другими ценными вещами, поэтому их гробницы разграблялись и опустошались на протяжении всей истории Египта.

Статуэтки ушебти

Разнообразные статуэтки ушебти, Лувр

Согласно обычаям, появившимся в период Древнего царства, богатые граждане хоронили умерших в деревянных или каменных саркофагах. Количество погребальной утвари в них было мало. Чаще всего встречались наборы медных инструментов и некоторые виды ваз. Деревянная погребальная утварь стала преобладать во времена Первого переходного периода. На этих деревянных изделиях часто изображались сюжеты из повседневной жизни умерших, что подразумевало продолжение подобной деятельности и после смерти. Саркофаги имели стандартную прямоугольную форму. Поверхность саркофагов была ярко раскрашена и на ней часто изображалась надпись в виде Формулы подношения. В этот период предметы повседневного быта, встречались редко в гробницах. В конце Среднего царства, в гробницах египтян стали появляться такие погребальные объекты как ушебти и скарабеи. В этот же период в могилах снова стали появляться предметы повседневного быта, включая магические амулеты, использовавшиеся ещё при жизни для защиты умершего.

С началом Нового царства, некоторые древние обычаи постепенно изменились. Например, саркофаги были в основном антропоморфной формы. Умершим клали хотя бы одну статуэтку ушебти, так как египтяне верили, что она будет выполнять всю сложную работу за них, в загробном мире. Гробницы богатых часто содержали вещи повседневного быта. В то время как в гробнице Рамсеса II и в гробницах всех последующих фараонов, предметы из повседневной жизни стали постепенно исчезать. В этих гробницах всё чаще стали встречаться предметы и вещи специально изготовленные для похорон. Кроме того, в захоронениях увеличилось количество статуэток ушебти, количество которых в отдельных гробницах достигало четырёхсот штук. Помимо статуэток ушебти, умершего хоронили с большим количеством других магических фигурок, которые были призваны защитить умершего от различного рода напастей и зла в загробном мире. Несмотря на то, что виды и разнообразие погребальных объектов менялись на протяжении всей истории древнего Египта, их функциональное значение оставалось неизменным. Главной функцией всех погребальных объектов было обеспечение умершего всем необходимым в загробной жизни.

В некоторых древнеегипетских гробницах, помимо обычной погребальной утвари, встречались так же и погребальные лодки. Лодки играли важную роль в религии египтян, так как они являлись основным средством передвижения богов как по небу так и по преисподни. На одном из видов лодок, который египтяне использовали на похоронах, они совершали паломничество к святым местам Египта, таким как древний город Абидос. Одна из подобных лодок была найдена вблизи от пирамиды Хеопса.

Алфавитный указатель