Пианх

Статья находится в рубриках

ианх (также Пайанх, Пианхи) - древнеегипетский военачальник и Верховный жрец Амона в конце XX-й - начале XXI-й Династии (примерно с 1074 по 1070 гг. до н.э.).

1. Хронологическая позиция

Традиционно принято считать, что Верховный жрец Амона, Пианх, приходился сыном или зятем своему предшественнику Херихору и данный титул перешел к нему наследственным образом. Однако последние исследования голландского египтолога Карла Янсен-Винкельна, который подробно изучил и проанализировал сохранившиеся в Верхнем Египте храмовые надписи и монументальные памятники Херихора и Пианха, указывают на то, что на самом деле Пианх являлся предшественником Херихора.

Пианх занимал целый ряд значительных официальных должностей, включая "Верховного жреца Амона", "царского писаря", "Царского сына Куша", "Смотрителя чужеземных стран на юге", "Надзирателя за зернохранилищами" и "Командира лучников всего [Верхнего] Египта". В должности "Первосвященника Амона" его сменил либо Херихор, либо его сын Пинеджем I.

Титулатура Верховного жреца Пианха из древнеегипетских источников

Верховный жрец Амона

Хемнечер-тепиэнамонра-несунечеру … Пианх - ḥm nṯr tpi n imn rˁ nsw nṯrw … pȝi ˁnḫ - "Первый Пророк Амона-Ра … Пианх"

Личное имя

Пианх - pȝi ˁnḫ

2. Семья

Личность супруги Пианха так и не была окончательно выяснена. В храме Луксора сохранилось настенное граффити, сохранившее еле различимые следы ее имени, которое может быть интерпретировано как "h" (согласно списку иероглифов А. Гардинера, символ V28, возможно, соответствующий имени "Херире") или как "ndjm" (символ M29). В последнем случае надпись выступает в пользу гипотезы, где Пианх мог быть женат на женщине по имени Ноджмет. Кроме того, в 2013 году исследователь Эд Тайс доказал правдивость версии о существовании двух цариц с именем "Ноджмет": первая, Ноджмет А, являлась женой Пианха и, соответственно, матерью Херихора, а вторая, Нотжмет B - супругой Херихора.

В то же время, как личность жены Пианха остается неопределенной, тот факт, что у него был сын по имени Пинеджем, не вызывает никаких сомнений.

3. Военная деятельность

Пианх

Погребальная стела Верховного жреца Амона Пианха из Абидоса. В настоящее время хранится в Каирском музее. Рисунок из книги О.Мариетта "Абидос: описание раскопок" (1880)

На 10-м году эпохи "Ухем-Месут" (или "Повторного Возрождения"), Пианх занимал место вице-правителя Куша и во главе египетской армии предпринял поход в Нубию, чтобы там "встретиться" с неким Панехси, который был, скорее всего, бывшим кушитским наместником. Около десяти лет назад, как раз перед самым началом "Ухем-Месут", Панехси был изгнан из Фиванского региона после того, как сыграл свою роль в подавлении восстания Верховного жреца Амона Аменхотепа. Считается, что затем он обосновался в Нубии в качестве "врага государства", и целью экспедиции Пианха, как это часто резюмируется в публикациях по египтологии, была именно дальнейшаяя борьба против него.

На самом деле исторические источники весьма неоднозначны в этом вопросе, и весьма вероятно, что политический климат в стране мог измениться за прошедшие годы в положительную сторону. Существует ряд свидетельств, которые доказывают, что Пианх уже не был верным подданным фараона Рамсеса XI и вполне вероятно мог вести какие-то тайные переговоры с Панехси, возможно, даже с целью заговора против действующего правителя.

Американский исследователь Эдвард Венте в своей книге "Письма Древнего Египта" (1990) пишет по этому поводу: "Создается впечатление, что Пианх в письме №301 к нубийскому наместнику и его лоялистам делает довольно пренебрежительное замечание по отношению к фараону Рамсесу XI". В этом письме, более известном как "Письмо поздних Рамессидов №21", Пианх задается вопросом:

"Как Фараон […] должен достигать (т.е. контролировать) эту землю? И кого Фараон […] все еще превосходит?"

В том же письме и еще в двух других (№34 и №35) Пианх дает поручение некропольскому писцу Тьярою (Дутмосу), придворной даме Ноджмет и некоему Пайшубену тайно арестовать и допросить двух дозорных "меджаи" о каких-то определенных вещах, о которых он выразился:

"Если они узнают, что (это) правда, вы должны поместить их в две корзины и бросить ночью в реку. Но не допустите, чтобы кто-либо (другой) на земле узнал…"

Исходя из этого, такие ученые, как Эд Тайс и Дженнифер Палмер, утверждают, что подобная таинственность среди Пианха и его приверженцев могла касаться только действующего фараона. Если это правда, то политическая ситуация в Египте того времени должна была быть весьма сложной. К сожалению, из-за очень ограниченного количества источников, сегодня невозможно выяснить точный характер взаимоотношений между тремя главными действующими лицами того периода - Пианха, Панехси и Рамсеса XI, - поэтому любые предположения по этому поводу остаются на уровне догадок. Некоторые ученые считают, что нубийская кампания Пианха была частью продолжающейся борьбы за власть между верховным жрецом Амона и вице-правителем Куша. Тем не менее, другие исследователи не исключают возможности того, что Пианх также мог прийти на помощь Панехси против какого-то общего врага. Дело в том, что глагол "атаковать" в древнеегипетском языке часто может переводиться также как "встретиться" или "прийти". Поэтому до сих пор ни цель упомянутой экспедиции, ни ее результат так и не были выяснены окончательно. Как отмечает Эд Тайс, вскоре после этого события любые совместные упоминания о Панехси и Пианхе исчезают из общей картины, и Пианх становится фактически правителем Верхнего Египта и единоличным нубийским наместником, что, конечно же, было возможно только с согласия легитимного фараона Рамсеса XI - либо вольного, либо невольного.

4. Пианх и фиванский некрополь

По всей видимости, во время деятельности Пианха началось массовое вскрытие старых гробниц в Западных Фивах либо с целью их защиты от разграблений, либо для того, чтобы использовать их скрытые сокровища для финансирования различных государственных мероприятий. В конце-концов, жрецы Амона решили собрать мумии бывших монархов, уже лишенные всяких ценностей, и перенести их из опустошенных гробниц в скрытые и специально подготовленные для этих целей тайники среди скал, благодаря чему они и сохранились до настоящего времени.

Источники
  • Karl Jansen-Winkeln, Das Ende des Neuen Reiches, ZAS 119 (1992), pp.22-37
  • Ian Shaw, The Oxford History of Ancient Egypt, p.309
  • Petrie, A History of Egypt, Part Three, p. 203
  • Cerny, Ostraca Hier. CGC, pp. 75-76
  • Taylor, in: Eyre (ed.), Proceedings of the 7th International Congress of Egyptologists, 1149.
  • Morris L. Bierbrier, Hrere, Wife of the High Priest Paiankh, JNES 32 (1973), 311
  • Gerard P.F. Broekman, The founders of the twenty-first dynasty and their family relationships, GM 191 (2002), 11-18
  • Arno Egberts, Piankh, Herihor, Dhutmose and Butehamun: a fresh look at O. Cairo CG 25744 and 25745, GM 160 (1997), 23-25
  • Ad Thijs, Nodjmet A, Daughter of Amenhotep, Wife of Piankh and Mother of Herihor, ZAS 140 (2013), 54-69
  • Ad Thijs, Piankh's second Nubian campaign, GM 165 (1998), 99-103
  • Ad Thijs, The Troubled Careers of Amenhotep and Panehsy: The High Priest of Amun and the Viceroy of Kush under the Last Ramessides, SAK 31 (2003), 301-302
  • E. Wente, Letters from Ancient Egypt, Atlanta 1990, 171; the number 301 is only given to this letter in this particular publication
  • Michael Rice, Who's Who in Ancient Egypt, Routledge 1999, pp.153f.
  • Laszlo Torok, The Kingdom of Kush: Handbook of the Napatan-Meriotic Civilization, Brill Academic Publishers 1997
  • A. Niwinski, in: I. Gamer-Wallert & W. Helck (eds), Gegengabe (Festschrift Emma Brunner-Traut), Tubingen 1992, 257-258
  • Jennifer Palmer, The High Priests of Amun at the End of the Twentieth Dynasty, Birmingham Egyptology Journal 2014.2, 1-22
  • Ursula Robler-Kohler, Piankh - Nedjemet - Anchefenmut - eine Kleinigkeit, GM 167 (1998), 7-8
  • Nicholas Reeves and Richard Wilkinson, The Complete Valley of the Kings, Thames & Hudson, p. 205

Алфавитный указатель