Пиопи I

Статья находится в рубриках

иопи I (Пепи I) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 2335 — 2285 годах до н. э., из VI династии. Сын Тети и царицы Ипут, которая по мнению некоторых исследователей была дочерью Униса, последнего фараона предыдущей династии.

Разные вариации имени Пиопи I из разных древнеегипетских источников

Личное имя, как Сын Ра

ppj - Пиопи (Пепи)

Тронное имя, как Царь

mrj ra - Мери-Ра (Мерира) - «Возлюбленный Ра»

nfr sA Hr - Нефер-са-Хор - «С совершенной защитой Хора»

Хорово имя, как Хор

Hr mrj tA.wj - Хор мери-тауи - «Хор, любимый в Обеих Землях (то есть Нижнем и Верхнем Египте)»

Небти-имя, как Господин Двойного Венца

nb.tj mrj X.t - Небти-мери-хет - «Возлюбленое тело Двух Владычиц (то есть богинь Нехбет и Уаджит)»

Золотое имя, как Золотой Хор

bik.w nbw(.w) - Бикау-небу - «Самый золотой из соколов»

Абидосский список (№36)

mrj ra - Мерира

Саккарский список (№34)

ppj - Пиопи

1. Продолжительность правления

Статуя Пиопи I

Фрагмент медной статуи Пиопи I в натуральную величину. Египетский музей, Каир

Согласно Манефону, Пиопи I, который у того назван Фиосом, правил 53 года. Туринский папирус, вроде как, говорит о 20 годах правления этого фараона. Нужно, однако, отметить, что имена царей VI династии в этом списке сильно повреждены и не читаемы, сохранилась только длительность их правления. Отношение этих периодов правления к фараонам довольно условно и зиждется только на основе порядка следования царей, известного из других списков. Кроме того принимается во внимание, что Пиопи I одним из тронных имён которого было Мерира, мог быть здесь спутан со своим сыном фараоном Меренра I, которому Туринский список приписывает, вроде как, 44 года правления, что для последнего является явно завышенным сроком. Тут возможны ошибки, как составителей списка, так и последующих копировальщиков, а, возможно, и современных исследователей, пытающихся собрать воедино этот документ, развалившийся на множество мелких частей.

Самая поздняя известная дата правления Пиопи I — год 25-го подсчёта скота, известный из надписи в каменоломнях Хатнуба. Обычно в период Древнего царства этот подсчёт крупного рогатого скота с целью взимания налогов производился раз в два года, но проблема заключается в том, что подсчёт иногда производился и каждый год, а к концу указанного периода, то есть ко времени правления Пиопи I, даже более вероятно, что он проводился один раз в год. Если принять, что подсчёт проходил раз в два года, то царствование Пиопи I длилось не менее 50 лет, что хорошо согласуется с данными Манефона. В любом случае правление этого фараона было ни как не менее 25 лет.

Его продолжительное правление стало одним из последних периодов расцвета Египта второй половины Древнего царства. Памятники времени его царствования, большие и малые, рассеяны по всему Египту и служат ярким доказательством, что Пиопи I был полновластным властелином Египта от первых порогов до берегов Средиземного моря и что везде именем его производились работы, имевшие целью увековечить его имя.

2. Восшествие на престол

Видимо, Пиопи I взошёл на престол очень рано после насильственной смерти своего отца Тети и какое-то время правил под регентством своей матери. Возможно, что между ним и его отцом короткое время царствовал фараон Усеркара, упоминаемый Абидосским списком царей. Может быть, этот Усеркара был вождём заговорщиков, убивших его отца. Вероятно, в борьбе с узурпатором Усеркара Пиопи I и его матери пришлось искать поддержку у провинциальной знати и даже пойти им на уступки, передав часть своих властных полномочий областеначальникам. Надписи его царствования наглядно отражают растущую независимость и благосостояние областных вельмож, прежде всего, номархов, которые в это время образовывают крупные родовые группы, по своему богатству и престижу конкурировавшие даже с царским домом.

3. Военные кампании

3.1. Поход на Синайский полуостров

Утвердившись на троне, Пиопи I приступил к завоевательным походам. О военном проникновении египтян на Синайский полуостров при Пиопи I говорят изображение и надпись этого царя, сохранившиеся на скалах в Вади-Магара. На рельефе изображены фараон Пиопи I, совершающий церемонию торжественного бега, а затем сцена триумфа царя над поверженным врагом-азиатом. Надпись, помещенная тут же, гласит:

Царь Верхнего и Нижнего Египта, Владыка двух диадем, Мерира Мерихет, дарующий жизнь во веки, Хор, любимый в Обеих Землях. Первый случай празднования Сед. Передача поля [земли]. Защита жизни позади его… Благой бог, владыка двух стран, Пиопи, Хор… дарующий всякую жизнь. Великий бог, побеждающий все страны Ментиу».

Эту экспедицию сопровождал военный отряд во главе с несколькими капитанами кораблей, начальниками новобранцев и под общим командованием «начальника войска Ибду, сына начальника воинов Мери-Ра-анх».

Статуэтка Пиопи I

Статуэтка Пиопи I, совершающего жертвоприношение вином. Бруклинский музей, Нью-Йорк

3.2. Подчинение Нубии

Надпись в области Томаса говорит нам о походе Пиопи I в Нубию, вплоть до второго порога, «для открытия стран Уауата». В Нубии он настолько укрепил свою власть, что местные племена (ирерчет, маджаи, уауат, каау и другие) были обязаны в случае войны выставлять вспомогательные отряды для его армии.

3.3. Походы вельможи Уны

Из биографической надписи вельможи Уны, современника Пиопи I, становится известно о военных кампаниях египтян на территории Палестины. Из этой надписи следует, что фараон, мобилизовав воинов по всему Египту, от острова Элефантина до Дельты и усилив их вспомогательными контингентами из Северной Нубии и ливийцев, отправил их под командованием Уны для защиты от набегов бедуинских племён херуиша (букв. «те, кто на песке») Синайского полуострова и пустынных районов Южной Палестины. Поход окончился полным успехом. Ниже приведена победная песня воинов Уны:

Это войско вернулось благополучно,
разворотив страну бедуинов.
Это войско вернулось благополучно,
разорив страну бедуинов.
Это войско вернулось благополучно,
снеся её крепости.
Это войско вернулось благополучно,
срубив её смоковницы и виноград.
Это войско вернулось благополучно,
зажёгши огонь во всех её…
Это войско вернулось благополучно,
перебив в ней отряды в числе многих десятков тысяч.
Это войско вернулось благополучно,
[захватив] в ней пленными премногие [отряды].
Его величество хвалил меня за это чрезвычайно.

Однако потребовалось ещё пять походов чтобы окончательно покорить непокорные племена азиатов. Во время последнего похода, посадив часть войска на корабли, Уна направился вдоль берега Южной Палестины, и преследовал бедуинов вплоть до Палестинских холмов, расположенных намного севернее страны Хериуша, где он вторгся во владения оседлого населения, возделывающего смоковницы и виноград, и захватил там много пленных. Это подтверждается находкой скарабея эпохи VI династии южнее Иерусалима, в слоях, отвечающих Древнему царству. В отчете Уны сказано, что он достиг «Носа Антилопы», что может соответствовать мысу Кармель. Всё же военные экспедиции, снаряжённые при Пиопи I в Южную Палестину, не принесли Египту сколько-нибудь заметного влияния в регионе и скорее свидетельствуют о попытках фараона укрепить свои границы, нежели о желании покорить восточные земли.

4. Расширение торговых отношений

Эти войны имели своей целью укрепить экономическое и политическое господство египтян в соседних странах. Поэтому вполне естественно, что они сопровождались широкой внешней торговлей. Египтяне устанавливают прочные торговые связи с прибрежными городами Сирии и, главным образом, с Библом (егип. Кебен). О наличии торговых взаимоотношений между Египтом и Библом говорят египетские предметы, найденные в развалинах Библа во время раскопок этого города. Среди этих предметов есть статуэтки и сосуды, с именем фараона Пиопи I, а в Бейрутском музее хранится ныне барельеф, очевидно, также происходящий из Библа. Этот барельеф из белого известняка изображает фараона Пиопи I (правда, возможно, это Пиопи II), приносящего жертву богу и богине. Помещенная тут же надпись содержит эпитеты царя: «любимый Хатхор, владыка Библа». Памятник с именем Пиопи I обнаружен в развалинах древней Эблы — города, вероятно, служившего перевалочным пунктом для торговцев лазуритом.

Большое внимание уделял Пиопи I караванной дороге, ведшей из Коптоса по руслу высохшего потока Вади-Хаммамат к берегу Красного моря, которая имела громадное экономическое и военное значение. По этой дороге в эпоху VI династии шли многочисленные и большие караваны, снаряженные за камнем, за рудой и за другими видами сырья. Эта дорога связывала Египет с побережьем Красного моря, откуда открывались дальнейшие морские пути на Синайский полуостров, в Аравию и в области восточной Африки (Пунт). На скалах Вади-Хаммамата сохранилась надпись, относящаяся ко времени Пиопи I:

Год после 18-го [счисления], третий месяц 3-го сезона, 27-й день царя Верхнего и Нижнего Египта Мерира [Пиопи I], живущего вечно. Первое празднование торжества Сэд. Царская экспедиция, проведенная начальником всех работ царя, единственным другом, царским строителем, состоящим при Двойном доме Мерирамерптаханх, его сыном, жрецом, херихебом, Мерирамерптаханх, с казначеем бога Ихи, Иху [привезли]. Помощники мастеров: Птахун, Хирхун, Кар… и Нефери, Чечи. Царские знакомцы, начальники строителей: Метенсу, Чечи, Унхи».

Судя по наличию в составе этой экспедиции ряда специалистов строительного дела, экспедиция была снаряжена в Вади-Хаммамат с целью производства каких-либо строительных работ весьма важного военного значения.

5. Строительные работы

Сосуд с именем Пиопи I

Сосуд подношения для празднования праздника "Сед". Времена правления Пиопи I

Время правления Пепи I ознаменовалось и значительной архитектурной программой: храмовые комплексы были сооружены по приказу царя в Абидосе, Бубастисе, Дендере, Иераконполе и на острове Элефантина; все эти памятники практически не дошли до нашего времени.

В Дендере в храме царицы неба Хатхор найдена в удалённом помещении надпись, что Пиопи I делал пристройки к этому святилищу, основанному ещё царём Хеопсом. В память об этом событии он носил титул «Возлюбленный Хатхор из Дендеры». Культ фараона Пиопи I поддерживался в этом храме даже на рубеже нашей эры — то есть 2300 лет спустя.

Ещё о царствовании Пепи I известно, что он основал большой город, назвав его своим именем. Лежал он в Среднем Египте, но местоположение его совершенно неизвестно; неизвестно также, не изменилось ли его название в какое-нибудь из нам известных в последующие времена.

В правление Пепи I продолжали разрабатываться хатнубские алебастровые копи, о чём свидетельствует отчёт губернатора Юга, бывшего в то же время «великим владыкой Заячьего нома», исполнявшего там трудное поручение для Пепи. Как уже говорилось, велись работы и в Вади-Хаммаматских каменоломнях.

Большое внимание уделялось и ирригационной системе. Царский строитель Мерирамерптаханх (Маи-Риа-маи-Птах-анхи) в своем жизнеописании повествует, что царь Пиопи I посылал его рыть протоки: один — в Низовье, другой — в срединной части Верхнего Египта. Поскольку до того речь шла о хозяйственных постройках, сооруженных сановником в той же местности Низовья, оба протока были выкопаны скорее всего для сельскохозяйственных нужд, а не для облегчения судоходства. Однако поддержание оросительной системы на должном уровне было возложено не на всё население Египта. Так в льготной грамоте Пиопи I одному при-пирамидному городу возбранено привлекать каких-либо его жителей к копанию некоего водоема.

6. Упадок царской власти

Несмотря на все эти успехи, царская власть при Пепи I не была уже достаточно прочной. Большинство египтологов считает, что его власть в значительной степени была ограничена влиятельными вельможами и жречеством. Внутренняя нестабильность в государстве была осложнена и заговорами в самом царском дворе. От последних годов правления Пепи сохранилось свидетельство о дворцовом заговоре (при нём тайным судом судили царицу Уретхетес, по-видимому, замешанную в каких-то дворцовых интригах), а также упоминание о двух лжецарях.

О попытках Пиопи I найти среди провинциальной знати поддержку своей пошатнувшейся власти может свидетельствовать факт его женитьбы на двух дочерях номарха 8-го верхнеегипетского (Тинисского) нома Хуа и его жены Некебет. Хотя обе эти жены Пиопи I, получившие одинаковые имена Анхесенпиопи («Живёт она для Пиопи») были не царских кровей, они пользовались огромным влиянием на фараона и стали матерями, одна — Меренра I, другая — Пиопи II Неферкара, впоследствии поочерёдно занявших царский престол. Брат этих двух цариц Джау был назначен верховным сановником — чати (визирем).

7. Смерть и погребение

Статуэтка Пиопи I

Статуэтка царя Пиопи I. Бруклинский музей, Нью-Йорк (39.120) Алебастр. 26,5 × 15,7 см. Надпись на базе статуи уточняет, что статуя была создана по случаю первого празднества «Сед» Пиопи I

Свою пирамиду Пиопи I разместил в Саккара, причём не рядом со ступенчатой пирамидой Джосера в Северном Саккара, где располагались пирамиды его предшественников Униса и Тети, а в нескольких километрах к югу, в Южном Саккара, где уже была построена пирамида Джедкара Исеси. Погребальный комплекс Пиопи I получил название Мен-нефер («Хорошее место»). Он был выстроен недалеко от храма главного бога города Мемфиса Птаха. Постепенно это название перешло, сначала на храм, а потом и на сам город — столицу Древнего царства, по преданию основанный легендарным Менесом и носившим первоначально название Инебу-хедж («Белые стены»). Название Мен-нефер впоследствии было транскрибированно греками как Мемфис, под каким именем этот город и известен в настоящее время.

Ныне пирамида Пиопи I сильно разрушена, ибо её в течение веков использовали как каменоломню; её руины почти ничем не отличаются от окрестных барханов. Добытчикам камня даже удалось через верх добраться до её погребальной камеры. Ширина её основания ныне не превышает 70 м (первоначально основание было около 80 × 80 м), а высота — 12 м. Интересно, что для ее постройки использовались блоки уже лежавших в руинах старых мастаб. У пирамиды мегалитический нижний ярус, выстроенный с использованием сложных технологий и примитивная куча щебня вверху. Облицовка имеет многочисленный прямоугольные заплаты — следы ремонта. Храм возле пирамиды также имеет явные признаки древнего ремонта: вместе и без всякой системы собраны блоки из совершенно разного материала — гранита, известняка, алебастра.

Её внутреннее строение повторяет план пирамид Унаса и Тети. Однако, в её сердабе нет ниш. Верхний храм, большая часть кладовых которого сохранилась на двух уровнях, был полностью раскопан, также, как и юго-восточный угол внутреннего массива пирамиды. В конце 80-х годов были открыты две пирамиды цариц.

Несмотря на то, что царский саркофаг был найден разбитым, в небольшом углублении пола в погребальной камере был обнаружен ковчег для каноп, все еще содержавший один из четырех сосудов с забальзамированными царскими внутренностями. С этой пирамидой связано одно из наиболее волнующих событий в истории египтологии. В ней впервые были обнаружены «Тексты пирамид». Отдельные части «Текстов пирамид» из этой гробницы хранятся во многих музеях мира.

8. Статуи Пиопи I

Две медные статуи Пиопи I и его сына Меренра I были найдены в одной из подземных кладовых храма в Иераконополя. Они, предположительно, изображают эти двух представителей царской семьи, символически «растаптывающих ногами Девять Луков», стилизованное представление завоеванных Египтом чужеземных стран. Совместно с этими редкими статуями были найдены статуя фараона Хасехемуи (II династия) и терракотовый львёнок, относящийся к Тинитской эре.

Статуи были разобранны, помещены друг в друга и запечатанны тонким слоем меди с выгравированным именем Пиопи I, «в первый день Юбилея» (праздника Сед). В то время как идентичность изображения более взрослого человека, как фараона Пиопи I не вызывает сомнения, так как доказана надписью, идентичность меньшей статуи изображающей более молодого мужчину остается нерешенной. Самая распространённая гипотеза среди египтологов — то, что спортивным молодым человеком меньшей статуи является его сын Меренра, который был публично объявлен приемником отца по случаю Юбилея. Помещение его медного изображения в изображении его отца как бы отражало непрерывность царской последовательности и переход скипетра фараона от отца к сыну прежде, чем смерть фараона могла вызвать династический раскол.

Однако, существует предложение, что меньшая статуя изображает более юного Пиопи I, возродившего свои силы в ходе празднования церемонии Юбилея.

Алфавитный указатель