Неферкасокар

Статья находится в рубриках

еферкасокар (или Нефер-Ка-Секер, др.-егип. "Прекрасная Ка (бога) Сокара") - древнеегипетский фараон, возможно, правивший во времена II-й династии, ок. 2740 г. до н.э. О нем изместно очень мало, так как практически никаких задокументированных данных о его правлении не было найдено. Его имя было обнаружено в исторических источниках более поздних периодов египетской истории.

1. Источники имени
Неферкасокар

Копия надписи на каменной печати неизвестного происхождения с именем Неферкасокара. Из книги П. Каплони "Цилиндрические печати Древнего Царства. Том 2-й"

Неферкасокар впервые появляется в списке царей из гробницы верховного жреца Тжунероя в Саккаре. Здесь он указан в девятом по счету картуше, как последующий правитель после фараона Неферкара и предшественник Худжефа I.

Также он появляется в списках Туринского папируса в качестве преемника фараона Неферка и предшественника Худжефа I. Картуш с его именем можно найти в первой строке колонки №3 списка. Здесь представлена продолжительность его правления - 8 лет и 3 месяца.

Кроме всего прочего, имя Неферкасокара появляется на цилиндрической печати из камня неизместного происхождения. Надпись два раза упоминает имя этого царя. Интересен тот факт, что первый картуш на печати показывает символ бога Сокара на вершине, а второй уже содержит слог "Неферка" выше названия божества. Данная надпись читается как "Мери-нечеру", то есть "любимец среди богов". Такое выражение связывают с высокими титулами сановников и царей эпохи Среднего Царства, поэтому время создания упомянутой печати относят к периоду правления XIII Династии. Некоторые египтологи даже подвергают сомнению подлинность данной находки.

Неферкасокар также упоминается в папирусах, датируемых Средним Царством. Их тексты были переведены на демотическое письмо около 237 года до н.э. и в таком виде сохранились до нашего времени (Венский папирус №D6319). В них содержаться инструкции по правильной постройке храмов и перечни обязанностей храмовых жрецов.

Данный папирус рассказывает о том, как царские писцы и рабочие при фараоне Джедефхоре обнаружили забытую подземную камеру Неферкасокара, где находились старинные документы, содержащие доклады о голоде в Египте во времена правления этого фараона. Согласно тем данным, голод длился семь лет, после чего самому Неферкасокару во сне явился небесный посланец и указал ему восстановить все египетские храмы. Когда царь выполнил это поручение богов, Нил снова оплодотворил земли, и бедствие заокнчилось. В результате этого Неферкасокар издал ряд указов, которые и были обнаружены во времена Джедефхора.

Египтолог и лингвист Йоахим Фридрих Кук дал данному трактату название "Книга Храма".

Царская титулатура Неферкасокара из древнеегипетских источников

Личное имя

Неферкасокар (Нефер-Ка-Сокар) - Nfr k3 Skr

Неферкасокар (Нефер-Ка-Сокар) - Nfr k3 Skr

Туринский папирус (№III./1)

Неферкасокар (Нефер-Ка-Сокар) - Nfr k3 Skr

Саккарский список (№9)

Неферкасокар (Нефер-Ка-Сокар) - Nfr k3 Skr

Греческие варианты по Манефону

-

Юлий Африкан: Сесокрис
Евсевий Кесарийский: Сесокрис
Манефон: Сесокрис

2. Правление фараона
Неферкасокар

Имя фараона Неферкасокара на Туринском папирусе

Совсем немного известно о правлении Неферкасокара. Исследователи И.Э.С.Эдвардс и Уолтер Брайян Эмери предполагают, что Неферкасокар правил только в Нижнем Египте, поскольку его имя появляется в списках Саккары, но отсутствует в аналогичных списках из Абидоса. Считается, что его правление происходило примерно в то же время, когда цари Перибсен и Сехемиб правили в Верхнем Египте. Эта гипотеза согласуется с мнением ряда египтологов о разделении в тот период Египта на две самостоятельных части. Теория разделенного государства, начиная с конца правления фараона Нинечера, основана на исследованиях имени Перибсена, которое связывают с Сетом - главным божеством в Омбосе (Ком-Омбо). Оно указывается в материалах, найденных в Тинисе, но отсутствует в каких-либо упоминаниях из Мемфисского региона. Аналогичная ситуация применима и к Неферкасокару, только для Нижнего Египта.

Предшественниками Неферкасокара были, вероятно, фараоны Сенедж и Неферкара (Неферка), преемником - Худжефа I.

Источники
  • Thomas Schneider: Lexikon der Pharaonen. Albatros, Dusseldorf 2002, ISBN 3-491-96053-3, page 175.
  • Jan Assmann, Elke Blumenthal, Georges Posener: Literatur und Politik im pharaonischen und ptolemaischen Agypten. Institut francais d'archeologie orientale, Paris/Kairo 1999, ISBN 2-7247-0251-4, page 277.
  • Alan H. Gardiner: The Royal Canon of Turin. Griffith Institute of Oxford, Oxford (UK) 1997, ISBN 0-900416-48-3; page 15 & Table I.
  • Jurgen von Beckerath: Handbuch der agyptischen Konigsnamen. Deutscher Kunstverlag, Munchen-Berlin 1984, ISBN 3-422-00832-2; page 29.
  • Martin A. Stadler: Weiser und Wesir: Studien zu Vorkommen, Rolle und Wesen des Gottes Thot im agyptischen Totenbuch. Mohr Siebeck, 2009, ISBN 3-16-149854-2; page 84 & 85.
  • Joachim Friedrich Quack: Ein agyptisches Handbuch des Tempels und seine griechische Ubersetzung. Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik 119, 1997, S. 297–300.
  • Iorwerth Eiddon Stephen Edwards: The Cambridge ancient history Vol. 1, Pt. 2: Early history of the Middle East, 3. Ausgabe (Reprint). Cambridge University Press, Cambridge 2006, ISBN 0-521-07791-5; page 35.
  • Wolfgang Helck: Untersuchungen zur Thinitenzeit. Otto Harrassowitz, Wiesbaden 1987, ISBN 3-447-02677-4 page 35.
  • Walter Bryan Emery: Agypten, Geschichte und Kultur der Fruhzeit, 3200-2800 v. Chr. Fourier, Munic 1964; page 19.
  • Herman Alexander Schlogl: Das Alte Agypten. Beck, Hamburg 2006, ISBN 3-406-54988-8; page 77 - 78.

Алфавитный указатель