Искусство Среднего царства

Статья находится в рубриках
Трудовая жизнь египтян

Фреска с изображением трудовой жизни египтян. 2-е тыс. до н.э.

ериоду Среднего царства предшествует переходный период (VII - X династии), когда страна погрузилась в период смуты и войн. Напряжённая социальная обстановка в стране, увеличение роли средних слоёв рабовладельцев изменили умонастроения египетского общества. Литература Среднего царства донесла до нас размышления над проблемами бытия, сомнения в возможности загробной жизни, о чём свидетельствуют памятники письменности того времени: "Плач Ипувера" и "Пророчество Неферти". Литература этого периода вообще отличается большим разнообразием. Это написанная в форме автобиографии "Повесть о Синухете", "Сказка о потерпевшем кораблекрушение", написанная в духе Экклезиаста "Беседа разочарованного со своей душой" и др.

Происходят изменения в области государственной религии. На смену культу солнечного бога Ра, господствовавшему со времён Древнего царства, пришёл культ другого небесного божества - Амона. Он всё же был отождествлён с древним государственным богом Ра под именем Амона-Ра.

Фараон по-прежнему обожествляется, но он уже не царствует так абсолютно. Большие гробницы-пирамиды сменились впериод Среднего царства гробницами, вырубленными в скалах или небольшими пирамидами из кирпича-сырца, что было не так разорительно для страны, однако они оказались очень непрочными. Вход в скальные гробницы оформлялся портиками, в которых можно усмотреть прототип греческого дорического ордера.

Однако усиливается прижизненное возвеличивание владыки страны: статуи царей воздвигаются в храмах и под открытым небом, чтобы весь народ, глядя на них, сильнее проникался сознанием незыблемости царской власти. Во славу богов и царей всё чаще воздвигаются обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой, "каменные иглы", покрытые иероглифами. Иероглифическое письмо само по себе декоративно, в нём тот же внутренний ритм, тот же законченный стиль, и во всём египетском искусстве. Благодаря пёстрой раскраске и виртуозному исполнению иероглифы приобретали характер своеобразного орнамента.

Вместе с тем, заупокойные ритуалы, имевшие в Египте огромное значение, и составлявшие оду из важнейших черт древнеегипетской культуры, стали доступны не только вельможам, но и людям среднего достатка: необходимые культовые тексты и изображения перестали высекать на стенах гробниц и начали писать на стенках саркофага.

Большое распространение в декорировании гробниц приобретают росписи. Преимущественно росписями, а не многоцветными рельефами декорировались стены гробниц номархов. Постепенно происходят изменения в канонах построения рельефов, художники стремятся изобразить человека таким, как он есть. Разумеется, они вынуждены были соблюдать традицию, обусловленную религиозным назначением.

1с управление торговлей. портативная каменная дровяная печь для пиццы. 1с комплексная.

Модель лодки

Модель лодки с ушебти (слугами), найденная в одной из гробниц Среднего царства

В росписях также обнаруживаются попытки преодолеть старые композиционные схемы. Строгие полные покоя фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, краски становятся нежнее и прозрачнее. Не ограничиваясь локальными тонами, художники пользуются смешанными красками, наложенными то густо, то едва уловимо. Контуры обозначены то резко, то слабо, отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче и живописнее.

Темы рельефов становятся разнообразнее, охват жизни - шире. Выразительность рельефов, выполненных фиванскими художниками, основана на лаконизме силуэтов и обобщённо переданных крупных, декоративно трактованных объёмах. Своеобразные реалистические отклонения от норм официальной струи древнеегипетского искусства проявились в рельефах Среднего царства, созданных в основном на территории Среднего Египта.

В стилистической трактовке всех композиций неизменными оставались такие традиции Древнего царства, как построчная чёткость и мерность распределения изобразительных элементов, а также совмещение различных точек зрения на фигуру, т. е. сложная перспектива, главными же новыми стилистическими чертами росписей явилось тональное объединение всех изображений с фоном, то есть, превращения композиций в собственно живописные.

Если в искусстве Древнего царства живопись сводилась к цветным силуэтам, теперь цвет приобретает различные оттенки, градации. Многообразны варианты цветовых сочетаний, тоновых переходов - оттенков желтовато-серого, красновато-коричневого, густо-оранжевого, нежно-голубого, розовато-белого, травянисто-зелёного. Краски становятся мягкими, разнообразными по насыщенности.

Благодаря оживлению и усложнению хозяйственной жизни Египта в период Среднего царства в египетской письменности выработался новый тип скорописи: деловое иератическое письмо. Оно отличалось от староегипетских почерков и иероглифического письма.

Эпоха Среднего царства закончилась с обрывом XII династии. Вновь наступившее смутное время не привело к такому распаду страны, какой последовал за периодом Древнего царства, но на рубеже XVIII - XVII веков до н.э. неожиданный удар по ослабленому государству нанесли гиксосы. Их владычество в Египте длилось более 100 лет, и до самых поздних времён египтяне сохранили память об этом нашествии как о катастрофе.

Алфавитный указатель