Джедкара Исеси

Статья находится в рубриках
Джедкара

Картуш №32 с именем фараона Джедкара из царского списка в храме Сети I в Абидосе

жедкара (также Джедкара Исеси; эллинизированное имя - Танхерис) - восьмой древнеегипетский фараон из V-й Династии эпохи Древнего Царства, правивший примерно с 2410 по 2380 гг. до н.э. (согласно Т.Шнайдеру). О его личности и, прежде всего, о его точном хронологическом положении внутри царской линейки V-й Династии до сих пор мало что известно.

Известно, что во время господства этого фараона были осуществлены значительные реформы в управлении государством, а надписи и рельефные сцены того времени свидетельствуют о многочисленных военных и торговых экспедициях, отправленных в Сирию, Нубию и Пунт. Перемены также наблюдаются и в религиозной сфере, когда вместо бога солнца Ра на первое место в египетском пантеоне выходит бог мертвых Осирис. Это прослеживается в том, что Джедкара отказался от традиционного строительства "солнечного храма", принятого среди его предшественников из V-й Династии. Царь также приказал построить для себя пирамиду на юге Саккары, где и были обнаружены остатки его мумии.

1. Происхождение и семья

Джедкара

Золотая цилиндрическая печать с именами и титулами фараона Джедкара Исеси. Музей Изящных Искусств в Бостоне

Остается неизвестным, кем были родители Джедкара. Он мог быть сыном или братом для своего предшественника Менкаухора либо же приходиться сыном фараону Ниусерра. Личность его матери также остается невыясненной.

Имя главной "Царской супруги" Джедкара не известно. Вероятней всего, данная роль принадлежала женщине, которая являлась владелицей небольшого пирамидального комплекса, расположенного с северо-восточной стороны пирамиды Джедкара в Саккаре. Пирамида царицы имела собственный храм и свою пирамиду-спутницу. Тем не менее, какой именно статус имела эта женщина при дворе фараона так и остается неизвестным. Возможно, что только женившись на ней, Джедкара смог обрести реальную царскую власть. Также может быть, что она пережила фараона и некоторое время после его смерти занимала место со-регента для будущего царя Унаса, хотя никаких убедительных доказательств в подтверждение данной теории так и не было обнаружено.

Согласно чешскому египтологу Мирославу Вернеру, царица Мересанх IV могла выступать в качестве еще одной жены Джедкара, хотя чаще всего она называется таковой для фараона Менкаухора.

Сыновьями Джедкара являлись:

  • принц Исесианх - похоронен в Саккаре;
  • принц Несеркаухор - похоронен в Абусире.

Кроме того, возможно, что принц Раэмка и принц Каэмтженен также были сыновьями Джедкара, хотя чаще они указываются в качестве таковых для Менкаухора.

Дочерьми этого фараона были:

  • Хекеретнебти - "Дочь Царя от его Тела", погребенная в Абусире. У нее родилась дочь по имени Тисетхор;
  • Меретисеси - "Дочь Царя от его Тела", похороненная в Абусире;
  • Хеджетнебу - "Дочь Царя от его Тела", похороненная в Абусире;
  • Небтиэмнеферес - "Дочь Царя" с гробницей в Абусире;
  • Хенткаус - "Дочь Царя от его Тела", супруга визиря Сенеджемиба-Мехи, вероятная дочь фараона Джедкара Исеси.

Царская титулатура фараона Джедкара Исеси из древнеегипетских источников

Тронное имя

Джедкара - Ḏd-k3-Rˁ - "Непоколебимая Ка Ра"

Личное имя

Исеси - Izzi (значение остается неопределенным. Возможно, связано с обращением "iz", т.е. "Иди!", что могло быть сказано акушеркой во время родов Джедкара)

Хорово имя

Джедхау - Ḏd-ḫˁ.w - "Устойчивый образ"

Небти-имя

Джедхау-небти - Ḏd-ḫˁ.w Neb.tj - "Непоколебимый образ (с помощью (?)) Двух Владычиц"

Золотое имя

Бикнебу-джед - Bik-nbw-Ḏd - "Бессмертный Золотой Сокол"

Саккарский список

Мааткара - M3ˁ.t-k3-Rˁ - "Справедливая Ка Ра"

Туринский список

Джеду - Ḏdw

Абидосский список

Джедкара - Ḏd-k3-Rˁ - "Непоколебимая Ка Ра"

2. Правление

Джедкара отказался от традиции своих предшественников и не стал строить свой собственный "солнечный храм", а также возвел для себя пирамиду в Саккаре, а не в Абусире. Считается, что эти изменения были как-то связаны с восхождением на передний план бога Осириса, который, таким образом, вытесняет из этих позиций ранее популярного бога солнца Ра. Вполне вероятно, что в совокупности все это являлось признаком постепенной децентрализации власти в стране.

2.1. Продолжительность царствования
Джедкара

Зарисовка рельефа с именем царя Джедкара из Вади-Магхара, сделанная Рихардом Лепсиусом

Точная длина правления фараона Джедкара неизвестна. Туринский царский список, созданный в эпоху Нового Царства, указывает для него 28 лет царствования. Египетский жрец и историк Манефон, живший в III веке до н.э., называет период в 44 года.

О правлении царя Джедкара Исеси прежде всего свидетельствует целый ряд так называемых "Абусирских папирусов", которые были обнаружены в заупокойном храме фараона Нефериркара. Согласно Мирославу Вернеру, наиболее поздней датой его правления, указанной в них, является "Год 22-й, 12-й день четвертого месяца Ахет". Ученый также замечает, что как "год 21-й" эти записи изначально расшифровал египтолог Поль Поснер-Кригер в 1968 году, однако, по словам Вернера, "в поврежденном месте (папируса), где должна находиться еще одна цифра, можно заметить маленький черный след вертикального символа, поэтому данная цифра, вероятно, может быть истолкована как 22". Скорее всего, эта дата принадлежит к периоду царствования Джедкара от 32 до 44 лет, в зависимости от того, как происходила общенациональная перепись скота в те годы - один раз в полтора года или раз в два года.

Кроме "Абусирских папирусов", царстование Джедкара хорошо засвидетельствовано на многочисленных царских печатях и различных надписях того времени; вместе взятые, они указывают на довольно продолжительное правление этого царя. Еще одним элементом в пользу его долгого господства является алебастровая ваза Е5323, которая хранится в парижском Лувре и содержит упоминание о праздновании Джедкара юбилейного праздника "сед", которое происходило на 30-м году правления фараона.

Таким образом, исходя из известных дат и определения примерного возраста на момент смерти, благодаря его мумифицированным останкам, большинство исследователей сходится на том, что Джедкара правил страной на протяжении чуть более 30 лет.

2.2. Внутренняя политика и чиновники

Джедкара провел глубокие реформы в земельном управлении, целью которых было расслоение как можно большего количества полномочий из одной должности, а именно из должности царского визиря. Так появились должности "Настоятеля Двух Cокровищниц", "Начальника Двух Амбаров", "Главного писаря по царским документам" и т.п.; лишь должность "Руководителя всех царских работ", тесно связанная с должностью "Начальника над писарями", продолжает относиться к обязанностям придворного визиря. В то же время должность визиря принадлежала уже не одному, а двум сановниками, один из которых отвечал за дела внутри царской резиденции, а другой управлял провинциальной администрацией.

Благодаря их сохранившимся гробницам в Гизе, известны имена нескольких сановников со времени правления Джедкара. Захоронения расположены в некрополе №2000 и включают в себя несколько могил надзирателей и представителей обслуживающего персонала в царском дворце. К "Управляющим дворцовыми слугами" можно отнести сановников Реди (гробница G 2086), Капи (G 2091) и Пахенптаха (G 2088). На некоторых из этих лиц, засвидетельствованных в Гизе, возлагались еще некоторые дополнительные обязанности при дворе царя.

Джедкара

Верхняя часть ложной двери сановника Манефера, изображающая умершего и его титулы. Период правления фараона Джедкара Исеси, V Династия. Египетский музей в Берлине

Придворный по имени Саиб (G 2092+2093) занимал должности царского сопроводителя и управляющего царским дворцом. Кроме того он носил титул "Управляющего Утренним Домом". Саиб был похоронен в двойной мастабе и, по всей видимости, разделял свою гробницу с женой Чентет, которая являлась жрицей богини Нейт.

Нимаатра (G 2097) был еще одним придворным дворецким, "Надзирателем за дворцовыми служащими Великого Дома" и "Тем, у кого в сердце Его Господин". Также он занимал должность "Надзирателя за двумя каналами Великого Дома" и исполнял обязанности по упорядочиванию царской документации.

Человек по имени Нефермесджерхуфу (G 2240) был дворецким, "Надзирателем за дворцовыми служащими Великого Дома", "Тем, у кого в сердце Его Господин" и царским помощником. Кроме того, он выполнял обязанности, практически аналогичные тем, что были у Нимаатра.

Придворный по имени Каэманх (G 4561) был знакомым царя, а его обязанности были связаны с царской казной: он занимал должность "Надзирателя за служащими казны" и "Секретаря царской сокровищницы".

Вероятно, самым известным придворным со времен фараона Джедкара являлся его визирь Птаххотеп, который был погребен в Саккаре.

Также у Джедкара был еще один визирь по имени Рашепсес. В его гробнице в Саккаре сохранилось письмо, адресованное ему от имени фараона.

Еще одним хорошо задокументированным визирем был Сенеджемиб-Инти, который был погребен в Гизе (мастаба G 2370). Он указывается "Счетовод Инти", "Главный судья и визирь Инти Сенеджемиб" и "Царский придворный Инти". На стенах его гробницы также сохранились письма от Джедкара, адресованные своему визирю. Один из царских указов относится к "Главному судье", "Смотрителю всех царских работ" и "Управляющему писарями царских документов", Сенеджемибу. Кроме того, этот указ упоминает планирование нового двора в зоне отдыха (?) юбилейного дворца фараона, называемого "Лотос Исеси". Данный указ датируется 6-м или 16-м годом подсчета скота, 28-м днем 4-го месяца третьего сезона. Второе письмо в гробнице Сенеджемиба касается проектирования рельефных надписей на стенах постройки с названием "Молельня священного брака Исеси". Третье письмо упоминает строительство священного озера.

Сенеджемиб-Инти скончался во время царствования фараона Джедкара. Надписи в его усыпальницы также рассказывают, что его сын, Сенеджемиб-Мехи, просит и получает от царя разрешение, чтобы доставить саркофаг из Туры для своего отца. Позднее этот человек пошел по стопам своего отца и стал визирем во время правления одного из преемников Джедкара.

2.3. Внешние связи и экспедиции
Джедкара

Рельеф из гробницы Инти в Дишаше. Зарисовка Флиндерса Питри

Во время царствования фараона Джедкара было организовано несколько торговых экспедиций и военных кампаний в северные и южные земли, граничащие с Египтом. О постоянном влиянии этого правителя на Синае рассказывают сохранившиеся скальные надписи в Вади-Магхара. Сюда было отправлено несколько экспедиций для сбора некоторых полудрагоценных камней, таких как бирюза. Эти надписи могут быть датированы 3-м (или 4-м) и 9-м годами подсчета скота.

Известно также, что Джедкара Исеси снарядил несколько экспедиций в Библос и Пунт. В Библосе был обнаружен алебастровый сосуд (Лувр, Париж, эксп. E 5323) с упоминанием праздника "сед" в честь 30-летнего юбилея царя, что может говорить об имеющихся торговых связях с этим городом. Автобиографическая надпись из гробницы сановника Ини из VI-й Династии рассказывает о его собственной экспедиции в Переднюю Азию, организованной при фараоне Джедкара. Тем не менее, детали этого мероприятия остаются неизвестными из-за имеющихся повреждений в тексте. Кроме того, египетская кампания на Ближний Восток очень наглядно представлена в захоронении Инти в некрополе Дишаша к югу от Бени-Суэфа. Здесь очень тщательно прорисовано взятие местной крепости, а также имеется одно из старейших изображений раздвижной лестницы.

Известная золотая печать с титулатурой Джедкара Исеси, которая ныне хранится в Музее Изящных Искусств в Бостоне (эксп. №68.115), указывает на наличие торговых отношений с Эгейским миром.

Экспедиции на юг от Египта, в Нубию, засвидетельствованы различными оттисками печатей, найденными в Бухене, фрагментом диоритовой стелы из Тошки и надписями на древней караванной дороге между оазисами Дахла, Дункул и Томас.

Джедкара

Алебастровая ваза с упоминанием праздника "сед" Джедкара. Лувр, Париж

Со времени VI-й Династии происходит автобиографическая надпись сановника Хархуфа, в которой приводится текст письма от имени фараона Пиопи II, рассказывающего о том, что во время правления Джедкара была организована экспедиция в Пунт. Из этого путешествия "Носитель печати Бога" Урджедедхнум привез для фараона "карлика-танцора, дарованного жителями земли за горизонтом", которому Джедкара Исеси был чрезвычайно рад и за которого щедро вознаградил своего служащего. Как говорит Пиопи II, обращаясь к Хархуфу в своем письме, "Мое Величество сделает для Вас нечто большее, чем то, что было сделано для "Носителя печати Бога" Урджедедхнума во время царствования Исеси, отражая его стремления увидеть этого карлика".

Недавние раскопки в Айн-Сухне, портовом городе, выявили деятельность Джедкара Исеси в этой области. Участок расположен в 55 км к югу от Суэца. Здесь были обнаружены большие галереи, вырезанные в песчанике, на одной из стен которых имеется надпись, датированная временем правления Джедкара. Она дает подробную информацию о масштабной экспедиции, проводимой этим фараоном, которая искала в здешних местах различные минералы. Кроме того, Айн-Сухна служила в качестве плацдарма для походов в Вади-Магхару и другие части Синая.

3. Строительная деятельность

Наиболее важной постройкой фараона Джедкара является его пирамида, носившая название "Прекрасный Исеси" и располагающаяся на юге Саккары. Кроме нее, при этом царе были возведены несколько гробниц в Саккаре и Абусире для его цариц и детей. В письмах фараона к его визирю и "Главному зодчему" Сенеджемибу, которые высечены в гробнице последнего в Гизе, кроме всего прочего, упоминается строительство одного святилища для богини Хатхор (так называемое "Святилище Меререт") и юбилейный дворец, возведенный по случаю празднования "сед"-фестиваля царя. Однако оба этих памятника так и не были до сих пор обнаружены.

3.1. Пирамида Джедкара
Джедкара

Пирамида Джедкара в Южной Саккаре

Для строительства своей усыпальницы фараон Джедкара выбрал площадку на юге Саккары. Пирамида имела базовую длину основания 78,5 м и первоначальную высоту около 52 м. По сравнению с пирамидами более ранних IV-й и V-й Династий, здесь было применено несколько конструктивных инноваций, которые частично использовались в дальнейшем наследниками Джедкара. Ядро пирамиды состоит из небольших известняковых блоков неправильной формы, связанных между собой посредством глиняного строительного раствора и сложенных в шесть ступеней высотой по 7 метров, из которых до настоящего времени сохранились только три нижних. Вход во внутреннюю систему камер располагается, как и в случае с более древними пирамидами, с северной стороны, однако уже не в стене, а перед самой пирамидой - прямо в нижней части северного святилища. Оттуда нисходящий коридор опускается прямо в небольшой вестибюль, из которого горизонтальный проход ведет дальше, через блокирующие заграждения из трех больших блоков из розового гранита. В конце коридора находится еще одна каменная плита, за которой расположена фактическая гробница, состоящая из небольшой прихожей, собственно погребальной камеры и помещения для погребальной утвари. Потолок прихожей и погребальной камеры перекрыты тремя слоями больших известняковых блоков. Внутреннее убранство гробницы сильно пострадало из-за древних грабителей, тем не менее, ученым удалось обнаружить здесь фрагменты темно-серого базальтового саркофага и останки царской мумии.

С восточной стороны к пирамиде примыкает заупокойный храм, от которого сохранились два квадратных баншеобразных строения неизвестного предназначения, которые, возможно, были скопированы с восточного фасада погребального храма пирамиды Ниусерра. Здесь же располагались вестибюль храма, открытый внутренний двор, часть храма, предназначенная для подношений, а также многочисленные вспомагательные помещения. С юго-восточной стороны находилась небольшая культовая пирамида. Восходящая дорога к заупокойному храму проходила не строго с востока на запад, а отходила немного на юг. Ее нижняя часть, впрочем, как и остатки долинного храма, еще не были так подробно исследованы.

3.2. Семейные гробницы в Саккаре
Джедкара

Картуш с именем фараона Джедкара на стене его погребального храма на юге Саккары. V Династия, около 2400 г. до н.э.

Сразу возле северо-восточного угла пирамиды расположен еще один пирамидальный комплекс, который был связан с анонимной супругой царя Джедкара. Основная постройка имела длину стороны 41 м и первоначальную высоту около 21 м. Внутри нее находилось трехступенчатое ядро из известняковых блоков, практически такое же, как и в пирамиде Джедкара. Внутренняя камера в значительной степени разрушена. Сохранились остатки погребального храма, вход в который располагался с юго-западной стороны. Здесь находился внутренний колонный зал и открытый двор, который был разделен коридором с внутренней частью, где совершались ритуальные подношения. Кроме того, эта пирамида также имела в юго-восточном углу небольшую культовую пирамиду.

Также в Саккаре, к северу от пирамиды фараона Джосера из III-й Династии, расположены мастаба 85, принадлежащая принцу Исесианху, и мастаба 82, которая рассматривается некоторыми египтологами в качестве гробницы для царицы Мересанх IV.

3.3. Семейные гробницы в Абусире

В Абусире, к концу правления Джедкара Исеси, к юго-востоку от пирамидального комплекса царя Ниусерра, был построен небольшой некрополь, состоящий, по крайней мере, из шести мастаб, в которых были погребены другие родственники фараона. Центральными гробницами являются три мастабы, принадлежащие принцессе Хекеретнебти и ее дочери Тисетхор, царскому сыну Несеркаухору и чиновнику Мернефу. Они располагаются с трех сторон окруженного стеной двора, предназначенного для проведения различных ритуалов, связанных с культом мертвых. С юго-западной стороны от мастабы Несеркаухора находится гробница жреца Фаафа (более распространенное имя "Иду") и его жены Хенит. К северу от мастабы Хекеретнебти и Тисетхор расположена усыпальница царской дочери Хеджетнебу, а с северной стороны от мастабы Мернефу - еще одна крупная гробница, владелица которой получила временное обозначение "Леди L", поскольку никакого упоминания ее имени до сих пор так и не было здесь обнаружено.

Благодаря двум найденным в этом месте надписям с датами, можно довольно точно определить сроки строительства некрополя. Первая из них относится к жрецу Фаафу и указывает "Год после 17-го года подсчета скота" при фараоне Джедкара. Вероятно, первые из здешних гробниц, в частности мастабы Хекеретнебти и Хеджетнебу, были построены всего за несколько лет до этой даты. В своб очередь, могила Несеркаухора датируется несколько позднее, чем захоронение Фаафа. Вторая из указанных надписей находится в мастабе "Леди L" и определяет ее владельца, как самого молодого представителя некрополя, указывая "3-й год подсчета", но без упоминания царского имени. По мнению египтолога Мирослава Вернера, она, скорее всего, относиться ко времени правления преемника Джедкара, фараона Унаса.

Общее время строительства этих гробниц, по всей видимости, заняло 10-15 лет, включая последние годы царствования Джедкара и начало правления царя Унаса. Лишь усыпальница чиновника Мернефу выпадает из этого числа, поскольку, вероятней всего, она была возведена задолго до других гробниц, возможно, при фараоне Ниусерра.

Также в Абусире находятся захоронения дочерей Джедкара Небтиэмнеферес и, возможно, Меретисеси. В пользу последней говорит пока единственное известное упоминание ее имени на рельефном блоке, который, по-видимому, происходит из погребения Хекеретнебти и ныне хранится в Бруклинском музее.

4. Мумия Джедкара

Джедкара

Нижняя часть статуи Джедкара Исеси из Абидоса. Фото Флиндерса Питри, 1902 год

Во время раскопок, проводимых в 1945-1946 гг., внутри пирамиды Джедкара были найдены останки мужской мумии. Точное место находки в отчетах не было зафиксировано. Найденные останки мумии включают в себя 13 фрагментов скелета, в том числе, части черепа и лицевых костей, нижнюю челюсть, верхнюю половину позвоночника и часть левой стопы. Кроме того, сохранилось несколько фрагментов мягких тканей: кожи и льняных повязок, в которые была закутана мумия. В начале 1990-х годов эти останки были подвергнуты радиоуглеродному анализу, который подтвердил принадлежность мумии ко временам V-й Династии, что, скорее всего, может идентифицировать ее как царя Джедкара Исеси. Также было выяснено, что на момент смерти ему было где-то между 50 и 60 годами, а по сравнению группы крови удалось установить родственные связи фараона, погребенного в пирамиде Джедкара, с человеческими останками, найденными в Абусире в гробницах Хекеретнебти, Тисетхор, Хеджетнебу и "Леди L".

5. Статуя

К настоящему времени известен лишь один скульптурный образ царя Джедкара, представленный известняковой статуей, которая была обнаруженав 1900 году во время раскопок, проводимых Уильямом Флиндерсом Питри в храме Осириса в Абидосе. От статуи сохранилась лишь нижняя часть вплоть до бедра. Потерянная верхняя часть соединялась с ней с помощью специальных штифтов. На основании статуи с обеих сторон возле ног сохранились надписи с тронным именем фараона Джедкара. В настоящее время место хранения данной находки неизвестно.

6. Память о Джедкара в последующие времена

Джедкара

Рельеф с титулатурой царя Джедкара. Египетский музей в Берлине

Экспедиции, организованные при царе Джедкара, рассматривались, по крайней мере, до конца VI-й Династии как исключительно важное событие в истории Египта. Это подтверждается автобиографическими надписями Хархуфа и Ини, которые подробно ссылаются на время правления этого правителя. К примеру, обоим этим сановникам были присвоены похожие титулы "Руководителей экспедиции", а одному - "Носителя царской печати". Таким образом, можно считать, что, по крайней мере, в течение определенного срока придворные чиновники официально придерживались исторических или литературных традиций относительно экспедиций Джедкара.

Во времена Среднего Царства, в период царствования XII-й или, даже, XI-й Династии возникли "Поучения Птаххотепа" - литературное произведение, которое, по крайней мере, до эпохи Нового Царства передавалось между поколениями устным образом. Сюжет текста разворачивается во времена правления Джедкара. Вымышленным автором поучений является высокопоставленный чиновник Птаххотеп, который обращается к своему сыну и наследнику и излагает ему советы для правильного образа жизни в форме 37 основных принципов.

В период Нового Царства, во времена XVIII-й Династии, фараон Тутмос III приказывает составить в Карнакском храме так называемый "Карнакский царский список", в котором указывается имя Джедкара. В отличие от других царских списков, это далеко не полный перечень всех правителей Древнего Египта; в нем были указаны лишь те фараоны, которым приносились различные подношения при Тутмосе III.

Также из эпохи Нового Царства происходит фрагмент рельефа из гробницы жреца Мехи из Саккары, который жил во времена XIX-й или XX-й Династии. На нем изображены три божества египетского пантеона и несколько развернутых к ним умерших царей. В число последних входят Джосер и Сехемхет из III-й Династии, Усеркаф из V-й Династии, а также четвертый фараон того же периода, подпись которого сильно повреждена, и удается распознать лишь окончание его имени, которое может читаться либо как "Джедкара", либо же как "Шепсескара". Рельеф символизирует выражение личного благочестия владельцу гробницы, который почитает древних правителей наравне с богами.

Источники
  • Darrell D. Baker: The Encyclopedia of the Egyptian Pharaohs. Bd. I: Predynastic to the Twentieth Dynasty (3300–1069 BC). Bannerstone Press, Oakville 2008, ISBN 978-0-9774094-4-0, S. 83–85.
  • Peter A. Clayton: Die Pharaonen. Bechtermunz, Augsburg 1995, ISBN 3-8289-0661-3, S. 62.
  • Thomas Schneider: Lexikon der Pharaonen. Albatros, Dusseldorf 2002, ISBN 3-491-96053-3, S. 113–114.
  • Barbara Adams: Ancient Nekhen. Garstang in the City of Hierakonpolis. Clearway Logistics Phase 1b, 1995, ISBN 1-872561-03-9, S. 126.
  • Jurgen von Beckerath: Handbuch der agyptischen Konigsnamen. Deutscher Kunstverlag, Munchen/ Berlin 1984, ISBN 3-422-00832-2, S. 55, 183.
  • Friedrich-Wilhelm Freiherr von Bissing: Das Re-Heiligtum des Konigs Ne-Woser-Re. Druncker, Berlin 1905, Band I, S. 158 Figur 131.
  • Kurt Sethe: Urkunden des Alten Reiches. Band ?, Hinrichs, Leipzig 1903–1913, S. 59–66.
  • Zahi Hawass: Die Schatze der Pyramiden. Weltbild, Augsburg 2004, ISBN 3-8289-0809-8, S. 257.
  • Mark Lehner: Geheimnis der Pyramiden. Econ, Dusseldorf 1997, ISBN 3-572-01039-X, S.153–154.
  • Rainer Stadelmann: Die agyptischen Pyramiden. von Zabern, Mainz 1991, ISBN 3-8053-1142-7, S. 180–184.
  • Miroslav Verner: Die Pyramiden. Rowohlt, Reinbek 1997, ISBN 3-499-60890-1, S. 361–366.
  • Ahmed M. Batrawi: The Pyramid Studies. Anatomical Reports. In: Annales du Service des Antiquites de l'Egypte. Band 47, 1947, S. 97–111.
  • Jurgen von Beckerath: Chronologie des pharaonischen Agypten. von Zabern, Mainz 1994, ISBN 3-8053-2310-7, S. 27, 39, 153–155, 188.
  • Aidan Dodson, Dyan Hilton: The Complete Royal Families of Ancient Egypt. The American University in Cairo Press, London 2004, ISBN 977-424-878-3, S. 62–69.
  • Alfred Grimm: Das Fragment einer Liste fremdlandischer Tiere, Pflanzen und Stadte aus dem Totentempel des Konigs Djedkare-Asosi: Zu drei bisher unbekannten afrikanischen Toponymen. In: Studien zur altagyptischen Kultur. Band 12, 1985, ISBN 3-87118-730-5, S. 29–41.
  • Alfred Grimm: tA-nbw "Goldland" und "Nubien". Zu den Inschriften auf dem Listenfragment aus dem Totentempel des Djedkare. In: Gottinger Miszellen (GM). Band 106, 1988, S. 23–28.
  • Peter Janosi: Die Pyramidenanlage der "anonymen Konigin" des Djedkare-Isesi. In: Mitteilung des Deutschen Archaologischen Instituts, Abteilung Kairo. Band 45, 1989, ISBN 3-8053-1106-0, S. 187–202.
  • Mohamed Megahed: Neue Forschungen im Grabbezirk des Djedkare-Isesi. In: Sokar. Nr. 22, 2011, S. 24–35.
  • Mohammad Moursi: Ausgrabungen in der Gegend um die Pyramide des Dd-KA-Ra "issj" bei Saqqara. In: Annales du Service des Antiquites de l?Egypte. Band 71, 1987, S. 185–198.
  • Mohamed Moursi: Die Ausgrabungen in der Gegend um die Pyramide des Dd-kA-ra "Issj" bei Saqqara. In: Gottinger Miszellen. Band 105, 1988, S. 65–68.
  • Peter Munro: Der Unas-Friedhof Nordwest. Band I: Topographisch-historische Einleitung. von Zabern, Mainz 1993, ISBN 3-8053-1353-5, S. 9f.
  • Eugen Strouhal, Mohammad F. Gaballah: King Djedkare Isesi and his Daughters. In: W. Viviane Davies, Roxie Walker (Hrsg.): Biological Anthropology and the Study of Ancient Egypt. British Museum Press, London 1993, ISBN 0-7141-0967-3, S. 104–118.
  • Miroslav Verner: Archaeological Remarks on the 4th and 5th Dynasty Chronology. In: Archiv Orientalni. Band 69, Prag 2001, S. 363-418 (PDF; 31 MB).
  • Miroslav Verner: Die Konigsmutter Chentkaus von Abusir und einige Bemerkungen zur Geschichte der 5. Dynastie. In: Studien zur altagyptischen Kultur. Band 8, 1980, ISBN 3-87118-497-7, S. 243–268.
  • Miroslav Verner et al.: Unearthing Ancient Egypt (Objevovani stareho Egypta) 1958–1988. Czech Institute of Egyptology, Prag 1990, S. 32–34.
  • Miroslav Verner, Vivienne G. Callender: Abusir VI. Djedkare's Family Cemetery. In Excavations of the Czech Institute of Egyptology. Bd. 6, Prag 2002

Алфавитный указатель