Апопи

Статья находится в рубриках

Скарабей с последним тронным именем царя Апопи

попи (также Апепи, Ипепи; на др.-египт.: ipp(i); на греч.: Апофис (Άποφις); известные имена во время царствования: Неб-хепеш-Ра, А-кенен-Ра, А-усер-Ра) - древнеегипетский правитель Нижнего Египта, который принадлежал к числу царей гиксосской XV-й Династии и правил в конце Второго Переходного периода.

Согласно спискам Туринского папируса он господствовал над северной частью Египта на протяжении 40 лет и жил предположительно в первой половине XVI века до н.э. Скорее всего он пережил своего южного конкурента и современника - фараона Камоса, - однако уже не застал правление Яхмоса I, изгнавшего гиксосов из страны. Хотя правление Апопи территориально охватывало только север Египта, фактически его власть была доминирующей и на большей части Южного Египта в ранние годы царствования, когда он поддерживал мирные торговые связи с правителями XVII-й династии в Фивах.

На протяжении своего царствования царь Апопи оказывал значительное влияние на Верхний Египет, однако, в конечном счете, правители XVII-й Династии взяли под свой контроль этот регион, и уже через 15 лет после смерти Апопи гиксосы были изгнаны из Египта и страна была вновь объединена под руководством коренных египетских фараонов, что послужило началом эпохи Нового Царства.

1. Тронные имена

Во время различных периодов своего правления для царя Апопи использовались три тронных имени: Небхепешра (nb ḫpš rˁ), Акененра (ˁ3 ḳn n rˁ) и Аусерра (ˁ3 wsr rˁ). Еще недавно некоторые известные египтологи считали, что к XV-й династии принадлежали два царя по имени Апопи, а именно Аусерра Апопи и Акененра Апопи. Однако в настоящее время признано, что царь Хамуди был непосредственным преемником Апопи I в Аварисе, и таким образом был только один гиксосский правитель по имени Апопи (или Апофис). Имя "Небхепешра", что значит "Могучий правитель Ра", являлось первым тронным именем Апопи; к середине же своего правления этот гиксосский царь принял новое тронное имя "Акененра", что переводится как "Великая сила Ра". Приблизительно в последнее десятилетие своего царствования Апопи выбрал "Аусерра" в качестве последнего из своих тронных имен. Разницы в переводе между двумя последними именами нет никакой.

Хорово имя царя Апопи засвидетельтвовано лишь дважды (один раз вместе с именем "Акененра"). Один раз на столе для подношений ("Общий каиский каталог древнойстей", №23073), а также на каменных блоках из Бубастиса.

Разные вариации имени Апопи из разных древнеегипетских источников

Хорово имя

…-се-хетеп-тауи - … s.ḥtp-t3wj - "…, удовлетворяющий две земли"

Тронное имя

Аа-хен-ен-Ра - ˁ3-qnj-n-Rˁ - "Большая сила Ра"

Аа-усер-Ра - ˁ3-wsr-Rˁ - "Большая власть Ра"

Хека-ен-хут-урет-аа-усер-Ра - Ḥk3-n-hw.t-wˁr.t-ˁ3-wsr-Rˁ - "Хозяин Авариса, обладающий большой силой Ра"

Неб-хепеш-Ра - Nb-ḫpš-Rˁ - "Хозяин влияния Ра"

Личное имя

Апопи - Ippi

2. Правление

Кинжал с именем царя Небхепешра Апопи

Вместо того, чтобы возводить собственные памятники, Апопи активно присваивал памятники предыдущих фараонов, вписывая на них свое имя, как на двух сфинксах Аменемхета II и двух статуях Имирамеша. Ныне доминирует гипотеза, что царь Апопи узурпировал власть на севере Египта после смерти своего предшественника Хиана, в то время как последний назначал законным преемником своего сына Янасси. После Апопи на престол взошел Хамуди, последний гиксосский правитель, после которого власть над всем Египтом прешла к фараону Яхмосу I из XVIII-й династии.

В период правления Рамессидов появляется сообщение о поклонении Сету, как монотеистическому божеству:

"… Он (Апопи) выбрал его своим богом Сета и не поклонялся никакому другому божеству на целой земле, кроме Сета".

Исследователь Ян Ассманн утверждает, что поскольку древние египтяне никогда не могли себе представить поклонение "единому" богу, Сет, который у них выступал божеством пустыни, и поклонение ему ассоциировались у них с проявлением зла.

В эпоху Рамессидов оформилась народная легенда о борьбе Апопи с правителем Фив из XVII династии Таа II Секененра. Она повествует о том, что Апопи, посоветовавшись с вельможами, пришёл к выводу о необходимости расправы с самостоятельными фараонами в Фивах как последним оплотом египетской независимости. Свои претензии к фиванскому правителю Апопи оформил в форме нелепой жалобы на гиппопотамов, живущих в районе Фив, которые якобы мешали спать гиксосскому владыке, сидящему в Аварисе в Нильской Дельте. Абсурдность данного обвинения очевидна: Фивы и Аварис разделяли более 650 км., однако, как свидетельствует легенда, именно оно послужило поводом для начала войны между фиванцами и гиксосами.

В настоящее время среди ученых ведутся некоторые дискуссии в отношении того, как Апопи мог управлять Верхним Египтом. О его влиянии там свидетельствуют прежде всего несколько найденных археологических объектов с его именем. К ним принадлежит кинжал с именем царя, случайно обнаруженный на рынке искусств в Луксоре. Еще существует топор неизвестного происхождения, на котором царь называется "Любимцем Собека, правителем Сумену" (область Сумену ныне отождествляется с Махамид-Кибли, что находится в 24 км к югу от Фив). В одной из фиванских гробниц был также найден фрагмент каменного сосуда с именем Апопи. О всех этих объектах можно сказать, что некогда они были завезены в Верхний Египет благодаря налаженным торговым связям. Более проблематичным является находка каменного блока с именем царя из Гебелейна. Этот блок был принят некоторыми египтологами в качестве доказательства того, что Апопи мог осуществлять некоторую строительную деятельность в Верхнем Египте. Однако он не очень большой, и многие ученые утверждают, что он, возможно, достиг Гебелейна после разграбления столицы гиксосов.

3. Семья

Скарабей-печать с одним из имен Апопи, 'Небхепешра'

Известны имена двух сестер царя Апопи: Тани и Зиват. Тани упоминается в качестве царской сестры на двери святилища в Аварисе и на столе для подношений, ныне хранящемся в Берлинском музее (эксп. №22487). Имя Зиват обнаружено на чаше, найденной в Испании.

Царевич Апепи, известный по своей печати (ныне в Берлинском музее), скорее всего был сыном царя Апопи. Также у него была дочь Херит; вазу, которая принадлежала ей, археологи обнаружили в фиванской гробнице, иногда присваиваемую фараону Аменхотепу I. Данное предположение может означать, что в определенный период времени дочь Апопи, возможно, была замужем за фиванским правителем. Однако ваза может иметь такое же происхождение как и каменный блок Апопи из Гебелейна, т.е. попала сюда после разграбления Авариса во время победы над гиксосами Яхмосом I.

Источники
  • Thomas Schneider: Ancient Egyptian Chronology - Edited by Erik Hornung, Rolf Krauss, and David A. Warburton, available online, see p. 4927
  • Jump up ^ Nicolas Grimal, A History of Ancient Egypt. Librairie Artheme Fayard, 1988, p.189.
  • Kim Ryholt, The Political Situation in Egypt during the Second Intermediate Period c.1800-1550 B.C." by Museum Tuscalanum Press. 1997. p.125
  • Cairo Catalogue Generale 23073; Kamal, Tables d'offrandes I, 61
  • "Of God and Gods", Jan Assmann, p47-48, University of Wisconsin Press, 2008, ISBN 978-0-299-22550-6
  • D. Polz: Die Hyksos-Blocke aus Gebelen; zur Prasenz der Hyksos in Oberagypten, in: E. Czerny, I. Hein, H. Hunger, D. Melman, A. Schwab (editors): Timelines, Studies in Honour of Manfred Bietak, Leuven, Paris, dudley, MA ISBN 978-90-429-1730-9, p. 244-245
  • H. Carter: Report on the tomb of Zeser-ka-ra Amenhetep I, discovered by the Earl of Carnavon in 1914, in: Journal of Egyptian Archaeology 3 (1916), pl. XXI.1
  • Сайт "Википедия - Свободная Энциклопедия"

Алфавитный указатель