Аменхотеп III

Статья находится в рубриках
Аменхотеп III

Колоссальная статуя фараона Аменхотепа III. Британский музей

менхотеп III (эллинизированное имя - Аменофис III; древнеегипетское - Аману-хотеп; переводится как "Амон доволен"; также известен как "Аменхотеп Великолепный") - девятый фараон XVIII-й Династии. Согласно сведениям различных авторов, правил Египтом сразу после смерти своего отца Тутмоса IV с июня 1386 до 1349 года до н.э., или с июня 1388 до декабря 1351 года до н.э.

Правление Аменхотепа III было периодом беспрецедентного процветания и художественного великолепия Древнего Египта, когда государство достигло вершин своего международного и культурного влияния. После смерти фараона (возможно, на 39-м году его царствования) царский трон занял его сын Аменхотеп IV, позже сменивший свое имя на "Эхнатон".

Несмотря на обилие различных свидетельств, Аменхотеп III всё ещё остаётся фигурой во многом загадочной и противоречивой. С одной стороны, он как никто другой почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы. 

1. Семья

1.1. Юные годы
Аменхотеп III

Декоративная ваза с именами Аменхотепа III (слева) и его жены Тийи (справа). Лувр, Париж

Сын фараона Тутмоса IV и его второстепенной жены Мутемуйи, Аменхотеп III родился около 1388 года до н.э., таким образом продолжая непрерывную линейку семейства Тутмосидов, которая правила страной уже почти 150 лет, начиная с Тутмоса I.

Многочисленные сохранившиеся документы времени правления Тутмоса IV подтверждают, что он был объявлен наследным принцем ещё при жизни своего отца. Скорее всего, он взошёл на престол в очень юном возрасте, — ему не было ещё и десяти лет; этот факт подтверждается многими источниками и не удивляет, если учитывать тот факт, что Тутмос IV умер слишком рано, чтобы иметь наследника в зрелых годах.

В облике ребёнка царевич предстаёт на изображении из гробницы вельможи Хекаэрнехеха, на статуе своего наставника Себекхотепа, в надписи 7-го года Тутмоса IV на скале в Коноссо. Значительное число портретов царя с чрезвычайно юными и мягкими чертами лица восходит именно к этому раннему периоду его правления.

Первые годы правления царя, естественно, прошли под властью регента, скорее всего, его матери — царицы Мутемуйи. Воцарение Аменхотепа III, судя по всему, прошло быстро и безболезненно; во всяком случае никто из вельмож двора не был в связи со сменой царя смещен со своей должности. Так, Птахмес, верховный жрец Амона, занявший эту должность в последние годы правления Тутмоса IV, с восшествием на престол нового царя стал ещё и градоначальником Фив и везирем.

1.2. Главные жены и дети
Аменхотеп III

Статуя царицы Тийи, чей муж, фараон Аменхотеп III, возможно, был изображен справа от нее. Музей в Луксоре

С первого года царствования, а возможно, и с момента восшествия на престол супругой юного царя стала Тийя. По-видимому, она принадлежала к провинциальной знати и, может быть, имела значительную примесь нубийской крови. Тем самым была нарушена давняя традиция. Обычно фараоны для чистоты крови женились на ближайших своих родственницах, которые получали титул «главной супруги», а сыновья их наследовали престол. Но Аменхотеп III пренебрёг обычаем предков и возвысил Тийю над всеми остальными своими жёнами, нарушив тем самым установленную традицию. По всей видимости, Тийя была женщиной умной и энергичной и, должно быть, оказывала большое влияние на своего царственного супруга.

Возможно, брак Аменхотепа III с дочерью безвестного заведующего скотными дворами одного из провинциальных храмов, вызвавший неодобрение жречества и «старой» столичной знати, был одним из первых явных знаков того, кому в стране благоволит фараон. Тийя, как утверждают источники, была очень умна.

Надписи на скарабеях — изображениях священных жуков, посвященных богу солнца, — свидетельствуют, что Аменхотеп III считался со своей супругой больше, чем это было принято, и при том не только в семейных делах. Подобное пренебрежение к древним установлениям, естественно, вызвало неудовольствие советников фараона — жречества, то есть тех кругов, которые обычно ближе всех стояли к царю. Они чувствовали себя обойденными.

Тийя может по праву считаться родительницей египетского монотеизма благодаря тому, что дала жизнь двум сыновьям Аменхотепа III, одним из которых был Аменхотеп IV, позднее известный как фараон-еретик Эхнатон. Первенец царского семейства, наследный принц Тутмос, умер еще при жизни Аменхотепа III, вторым сыном был Эхнатон, и, возможно, у фараона был и третий сын по имени Сменхкара, который впоследствии сменил Эхнатона и недолго правил Египтом в качестве фараона.

У Аменхотепа III и Тийи, возможно, были также пять дочерей: Ситамон, Бекетатон, Хенуттанеб, Исет (или Исида) и Небетах. Их изображения, за исключением Небетах, часто появляются на различных царских статуях и рельефах, а имена представлены на ряде более мелких объектов. Принцесса Небетах засвидетельствована лишь единожды на колоссальной известняковой скульптурной группе из Мединет-Абу. Данная группа представлена сидящими бок о бок статуями Аменхотепа III и Тийи высотой семь метров, впереди которых находятся три более мелких статуи их дочерей: Хенуттанеб - наиболее сохранившаяся из всех троих и стоящая посередине, Небетах - справа и еще одна, чье имя полностью уничтожено, находящаяся слева.

В течение последнего десятилетия своего правления Аменхотеп III женился на двух своих дочерях - Ситамон и Исет - и наделил обеих титулом "Великая Царица". Доказательством того, что Ситамон занимала данное место при царском дворе уже на 30-м году правления фараона, служат останки надписей на фрагментах керамики из дворца фараона в Малкате. Здесь же следует отметить, что религиозная парадигма Древнего Египта всячески поощряла браки между фараоном и представительницами его семейства, принадлежащих к разным поколениям, как возможность укрепить наследование престола его потомками. Согласно египетской мифологии, богиня Хатхор являлась для бога Ра изначальной матерью, а затем, после его возвышения среди остальных божеств, указывалась уже как его жена и дочь. Таким образом, брак Аменхотепа III с его родными дочерями не следует рассматривать с точки зрения современных взглядов на институт бракосочетания.

Царская титулатура Аменхотепа III из разных древнеегипетских источников

Личное имя

Аменхотеп - Jmn ḥtp - «Амон доволен»

Аменхотеп-нетер-хека-Уасет - Jmn ḥtp nṯr ḥq3 W3st - «Аменхотеп, бог и властитель Уасет»

Аменхотеп-хека-Уасет-иаут-Ра - Jmn ḥtp ḥq3 W3st j3wt Rˁ - «Аменхотеп, властитель Уасет, наследник Ра»

Тронное имя

Небмаатра - Nb m3ˁt Rˁ - «Господин истины Ра»

Небмаатра-Иаутра - Nb m3ˁt Rˁ j3wt Rˁ - «Господин истины Ра, наследник Ра»

Хорово имя

Канехет-хаэммаат - K3-nḫt ḫˁ-m-m3ˁ' - «Могучий бык, воссиявший в истине»

Канехет-хекахекау - K3-nḫt ḥq3-ḥq3w' - «Сильный бык, властитель властителей»

Небти-имя

Семенхепу-сегерехтауи - S-mn-hpw sgrh-t3.w(j) - «Утверждающий законы, умиротворяющий Обе Земли»

Семенхепу-тшестауи - S-mn-hpw ṯs-t3.w(j) - «Утверждающий законы, связавший Обе Земли и управляющий (ими)»

Золотое имя

Aaхепееш-хуисеттиу - ˁ3-ḫpš hwj-sttjw - «Великий отвагой, повергающий азиатов»

Сеаахут-эфхетджет - S-ˁ3-ḥwt=f-nt-ḏt - «Увеличивший дом вечности»

1.3. Другие жены царя
Аменхотеп III

Один из многих 'памятных скарабеев Аменхотепа III'. Этот скарабей принадлежит к категории так называемых 'брачных скарабеев', которые восхваляют божественную силу царя и подтверждают законность его главной жены Тийи. Музей Искусств Уолтера в Балтиморе, США

Аменхотеп III имел множество младших жён, присланных ему из чужеземных государств:

  • - Гилухепа (также Келухеба) - дочь Шуттарны II, царя Митанни, в 10-й год своего царствования;
  • - Тадухепа (также Тадухеба) - внучка Шуттарны II, дочь Тушратты, в 36-ой год правления;
  • - дочь вавилонского царя Куригальзу I;
  • - дочь вавилонского царя Кадашман-Энлиля I;
  • - дочь Тархундараду, царя Арцавы;
  • - дочь царя Аммии (в современной Сирии);

Сохранились многочисленные свидетельства о чужеземных женах Аменхотепа III. Так, один из наместников царя писал ему (согласно Уильяму Морану и его книге "Амарнские письма" (1992)):

«Мой господин, мой бог, мое солнце! Кланяется тебе Сатия, правитель Унисаси, твой слуга, грязь под твоими ногами. Я шлю свою дочь в твой дворец, мой господин, мой бог, мое солнце»

Фараон вел переговоры с царем Анатолии по поводу его дочери и они увенчались успехом:

«Если ты действительно желаешь мою дочь, разве я могу не отдать её? Я отдаю её тебе.»

Аменхотеп писал одному из своих вассалов:

«Я посылаю к тебе моего чиновника, чтобы отобрать самых красивых женщин без каких-либо изъянов. Тогда царь, твой господин, скажет тебе: «Ты поступил хорошо.»

2.  Личная жизнь и правление

Аменхотеп III

Колоссальная статуя Аменхотепа III с его женой царицей Тийей и их дочерью Хенуттанеб. Каирский Музей

Фараон Аменхотепа III отличается от всех других правителей Древнего Египта прежде всего тем, что с его времени сохранилось наибольшее количество статуй (более 250), которые с точностью идентифицированы и отнесены к нему. Поскольку эти статуи охватывают практически всю жизнь фараона, они являются неоценимым источником сведений о его личной жизни и правлении.

Еще одной отличительной особенностью царствования Аменхотепа III является серия из более 200 крупных скарабеев (так называемых "памятных скарабеев Аменхотепа III"), которые были обнаружены на огромной георгафической зоне, протянувшейся от Угарита в Сирии до Солеба в Нубии. Скарабее покрыты длинными именными текстами, превозносящими деяния египетского царя. К примеру, на 123-х скарабеях имеются записи о том, что с 1-го по 10-й годы своего правления Аменхотеп III лично убил "своими стрелами" большое количество диких львов (102 или 110, в зависимости от записей). Кроме этого, на пяти скарабеях упоминается, что одна из первых чужеземных жен царя, принцесса Гилухепа, прибыла в Египет в сопровождении свиты из 317 женщин.

Еще 11 памятных скарабеев описывают постройку большого искусственного озера, которое фараон посвятил своей "Великой Царице" Тийе, на 11-м году своего правления:

"11-й год царствования его Величества … Аменхотепа (III), правителя Фив, дающего жизнь, и Великой царицы Тийи, которая живет; ее отца звали Юйей, ее мать звали Туей. Его Величество приказал построить озеро для своей главной жены Тийи, которая живет, в ее (родном) городе Джакару (около Ахмима). Длина озера составляет 3700 (локтей), а ширина 700 (локтей). (Его Величество) отмечал праздник открытия озера на 16-й день третьего месяца наводнения. Его Величество плыл по нему (озеру) на царской барке "Атен-чехен"".

Аменхотеп III женился на Тийи сразу после своей коронации, в период с 6 до 12 лет. Она являлась главной женой царя на протяжении всего периода его правления и оставалась при царском дворе еще в течение 12 лет после его смерти.

2.1. Дипломатические браки
Аменхотеп III

Птицы. Фрагмент настенной росписи из дворца Аменхотепа III в Малкате. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В Азии владычество Аменхотепа было общепризнанным. Цари таких великих держав, как Митанни и Вавилонское царство, заискивали перед фараоном и посылали в его гарем своих сестёр и дочерей. Так, Аменхотеп был женат на сестре и дочери вавилонского царя Кадашман-Харбе I, дочери вавилонского царя Куригальзу I, дочери вавилонского царя Кадашман-Элиля I. Также Аменхотеп был дважды женат на митаннийских принцессах. В 10-й год своего царствования он женился на дочери царя Митанни Шуттарны I Келу-хебе (Гилухепа), а в 36-ой — на внучке Шуттарны I, дочери Тушратты — Таду-хебе (Тадухепа).

О большом влиянии Аменхотепа говорит и тот факт, что вавилонский царь Куригальзу I, когда сирийские царьки попытались вовлечь его в союз против фараона, послал им категоричный отказ на том основании, что он находится в союзе с фараоном, и даже угрожал им войной в случае, если их союз осуществится. Царь Кипра находился в вассальной зависимости от Аменхотепа и регулярно посылал ему большое количество меди за исключением одного раза, когда, как он сам говорит в своё оправдание, его страну посетила чума. Более двадцати предметов с именами Аменхотепа III и Тейе, обнаруженные на островах Эгейского моря, свидетельствуют о краткосрочном возобновлении связей Египта с этим регионом.

2.2. "Амарнские письма"

Длительный период царствования Аменхотепа III был одним из величаших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации, когда она достигла пика своего международного влияния. Доказательсвом этому служат дипломатические переписки так называемого "Амарнского архива" с правителями Ассирии, Митанни, Вавилона и Хеттского царства; часто эти письма сопровождались в обе стороны многочисленными подарками из золота и другими драгоценностями. Переписка охватывает период, начиная с 30-го года правления Аменхотепа III и, по крайней мере, до последних лет царствования его сына Эхнатона.

Ниже приводятся примеры "Амарнских писем", согласно их публикации в книге Джоан Флетчер "В поисках Нефертити" в 2004 году.

Письма Тушратты, царя Митанни, Аменхотепу III. Аменхотеп поддерживал хорошие связи с Митанни и его царем Тушраттой II, к фараону поехала его сестра Келу-хебе (Гилухепа) Аменхотеп разослал официальное сообщение:

«Его величество получил сестру правителя Митанни Келу-хебе (Гилухепа) со свитой главных женщин её дома — всего триста семьдесят женщин»

Аменхотеп III

Аменхотеп III в царском платке 'немесе'. Скульптура из музея египтологии в Берлине

Тушратта пишет Аменхотепу III:

«Ниммурейу (от египетского "Небмаатра", клинописное написание тронного имени Аменхотепа III), царю страны Мицри, моему брату, скажи: так говорит Тужратта, царь страны Мэттаннэ, твой брат: у меня (все) благополучно. Пусть у тебя (все) будет благополучно, пусть у Келухебы, моей сестры, (все) будет благополучно; с твоим домом, твоими женами, твоими сыновьями, твоими вельможами, твоей гвардией, твоими конями, твоими колесницами и посреди твоих земель пусть будет очень благополучно! Когда я взошел на престол своего отца, я был ещё юн, и Утхе творил злое в моей стране и убил своего господина (имеется в виду Арташшумара, брат Тушратты и царь Митанни), и поэтому он не допускал, чтобы я поддерживал дружбу с теми, кто меня любил. Я же теми злодеяниями, которые сделались в моей стране, отнюдь не пренебрег, и убийц Ардассумары, моего брата, вместе со всеми их (людьми) я убил. Так как ты был дружествен с моим отцом, по этой причине я (сейчас) послал и рассказал (это) тебе, чтобы мой брат услышал об этом деле и возрадовался. Мой отец любил тебя, а ты любил моего отца ещё больше, и мой отец ради своей любви дал тебе мою сестру; и [кт]о другой б[ыл] так (близок) моему отцу, как ты? [В …] больше, чем мой брат… Вся страна Хатти, как враг, пришла в мою страну; Бог Бури, мой господин, дал их в мою руку и я разбил их; и не было никого среди них, кто бы вернулся в свою страну. Вот, 1 колесницу, 2 коней, 1 мальчика, 1 девочку из добычи страны Хатти я тебе послал. В подарок моему брату 5 колесниц, 5 упряжек коней я тебе послал. И в подарок Келухебе, моей сестре, 1 пару золотых грудных украшений, 1 пару золотых серег, 1 золотое масху и 1 каменный флакон, полный отменного масла, я ей послал. Вот, Келию, посла моего, и Тунибэври я послал. Пусть мой брат быстро отправит их (обратно), чтобы они могли спешно принести ответ, так что я мог бы услышать привет моего брата и возрадоваться. Пусть мой брат стремится к дружбе со мной, и пусть мой брат пошлет своих послов, чтобы они принесли мне привет моего брата, и я получил бы его…»

Царь Тушратта II предложил также свою дочь Таду-хебе (Тадухепа). Он написал Аменхотепу:

«Твои посланники прибыли, чтобы взять её и сделать госпожой Египта. Я читал и перечитывал табличку, переданную мне, и вслушивался в каждое твое слово. Твои слова пришлись мне по душе. Я возрадовался, будто поговорил с тобой. Я праздновал день и ночь. Я отправляю её тебе как твою жену и госпожу Египта, и будем мы теперь единым целым. Да помогут ей удовлетворить все желания моего брата Иштар, моя богиня, владычица всех земель, и Амон, бог моего брата. Ты увидишь: она созрела и создана для услаждения моего брата»

Каждый раз Тушратта II заканчивал письма:

«Тушратта — митаннийский царь, Аменхотеп — египетский царь, они любят друг друга безмерно.»

 

Переписка с царём Вавилонии Кадашман-Энлилем I. Но не все были согласны отдать своих дочерей за фараона. Например вавилонский царь Кадашман-Энлила ответил грубостью:

«Ты просишь в жены мою дочь, но с тобой живёт моя сестра, которую дал тебе мой отец. Никто не видел её с тех пор, и неизвестно, жива она или мертва. Ты принял моих посланников, присутствовали все твои жены, и они говорили: „ Вот ваша госпожа. Она перед вами.“ Но посланники не узнали её. Они не могли сказать, является ли эта женщина, стоявшая рядом с тобой, моей сестрой или нет»

Фараон отвечает царю:

«Я выслушал твое сообщение. Но разве ты послал ко мне хотя бы одного человека, который знал бы твою сестру, мог бы поговорить с ней и опознать её? Нет. Люди, бывшие у меня, не в счет. Какие-то ничтожества, погонщики ослов…Амон мой свидетель, твоя сестра жива. Я сделал её госпожей дома. Ты хочешь моих богатств, но ты прислал мне всего один подарок. Не смешно ли это?»

Аменхотеп III

Рельеф Аменхотепа III из гробницы Хаэмхета (TT57). Западные Фивы

Наконец царь Вавилонии Кадашман-Энлила согласился отдать свою дочь:

«Так как моя дочь, которую ты желал бы взять в жены, теперь уже вполне женщина, можешь прислать делегацию и забрать её.»

Когда царь Вавилонии вознамерился жениться на дочери фараона, то получил категорический отказ. Кадашман-Энлила: «Почему нет? Ты фараон и можешь делать, что хочешь?» Аменхотеп:

«Никогда ещё царь Египта не отдавал своих дочерей. Раньше ни одна египетская принцесса не отдавалась (другому царю), как какая-то простая женщина»

Царя Вавилонии очень интересовало золото Египта. Он писал:

«Теперь о золоте, о котором я тебе уже писал. Пришли его столько, сколько сможешь, чтобы я закончил работы этим летом. Если ты пришлешь золото, я дам тебе мою дочь. Пожалуйста, вышли золото поскорее. Если ты этого не сделаешь, я не закончу работы. И тогда какой смысл его посылать? И если потом пришлешь мне даже сто таланов золота, я не приму его. Я отошлю его обратно и не дам тебе свою дочь.»

Фараон ответил: «Глупо отдавать дочерей за кусок золота.»

2.3. Нубийская военная кампания

Правление Аменхотепа III было относительно мирным и спокойным. Военная деятельность этого правителя засвидетельствована на трех наскальных стелах, датируемых 5-м годом его правления и обнаруженных возле Асуана и острова Саи в Нубии. Официальный отчет о военной победе Аменхотепа III, представленный здесь, подчеркивает боевое мастерство фараона с выразительным преувеличением его заслуг, свойственным для всех описаний фараонов:

"5-й год царствования, день 2-й третьего месяца наводнения. Появление Его Величества Хора: сильного быка, чье появление истинно; Двух Владычиц: кто устанавливает законы и умиротворяет Обе Земли; … царя верхнего и Нижнего Египта: Небмаатра, наследника Ра; Сына Ра: [Аменхотепа, правителя Фив], любимца [Амона]-Ра, царя богов, и Хнума, повелителя (нильских) порогов, дающего жизнь. Один (вестник) пришел, чтобы сказать Его Величеству: "Один из павших (правителей) презренной земли Куш готовит восстание в своем сердце". Его Величество достиг победы; в своей первой победной кампании Его Величество настиг их (врагов), как взмах крыла сокола, как Монту (бог войны в Фивах) в своем преобразовании … Ихени, хвастун в окружении войска своего; не знал он льва, что был перед ним. (Это) Небмаатра, лев ужасный, который схватил когтем презренный Куш, разорвав всех вождей его в их долинах, лежащих в крови один на другом".

Аменхотеп III

Аменхотеп III вместе с богом Собеком. Статуя из Дахамши, Луксорский музей

Кампания 5-го года, известная по многочисленным источникам, детальнее всего описана в тексте высеченным на скале между Асуаном и островом Филэ. Несмотря на утверждения — «В пятом году вернулся царь назад. Он восторжествовал в этом году в первом походе своём, совершенном через презренную землю Куш. Он поставил границы по воле своей. Ни один царь не сделал ничего подобного, исключая его, смелого фараона, надеющегося на свою силу (то есть Аменхотепа III)» — царь, судя по всему участвовал лишь символически: традиционно подобные походы осуществлялись под руководством человека, имеющего опыт военных действий в регионе, чаще всего, «Царского сына Куша». Под надписью помещены имена шести побеждённых народов юга, в числе которых земля Куш.

Кажется, об этом же походе повествует плохо сохранившаяся надпись в Бубастисе и стела "царского сына Куша" Меримоса, которую он установил в Семне, у Второго нильского порога, от имени царя. Все началось с восстания «презренного враждебного Куша» под руководством некоего вождя Ихени, который вскоре пал перед армией фараона. Несмотря на уничтоженную верхнюю часть, текст стелы Меримоса более содержателен, нежели царский, изобилует деталями. Меримос навербовал армию среди нубийцев Северной Нубии. Эта армия должна была действовать вместе с войском фараона, что доказывает, до какой степени успела египетизироваться Нижняя Нубия.

В годовщину празднования 5-го года восшествия на престол Аменхотепа, в стране Ибхета, лежащей выше Второго нильского порога, произошло сражение с мятежниками. Последние были разгромлены. Египтяне убили 312 и взяли в плен 740 нубийцев. После наказания жителей окрестных областей, с целью предотвращения дальнейших случаев неповиновения, Аменхотеп отправился на юг. Бубастисская надпись сообщает, что египетские войска достигли «высот Хуа» (местоположение неизвестно, но эти высоты фигурируют в списках рядом с Пунтом и находились, вероятно, далеко на юге), где расположился лагерем в стране Унешеи, к югу от Хуа. Это был крайний пункт движения Аменхотепа на юг. Водрузив свою пограничную плиту у неких «вод Хора», чего, якобы, не сделал никто из его предшественников, и, собрав большое количество золота в стране Караи, Аменхотеп возвратился в Египет. Этот «первый победоносный поход» Аменхотепа был, по-видимому, и единственным, в котором он участвовал. Да и не вполне ясно, кто, собственно, руководил походом, он сам или "Царский сын Куша" Меримос.

2.4. Волнения в Азии и хеттская угроза
Аменхотеп III

Фаянсовое украшение с тронным именем Аменхотепа III из его дворца в Фивах. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В конце царствования Аменхотепа начались волнения в азиатских владениях Египта, так называемое народное движение хапиру — изгоев, удалившихся в степь и образовавших отряды вольницы. Хапиру выступали против царской власти вообще и против фараоновской в особенности.

В это время в горах между Финикией и Сирией возникло новое государство Амурру, основное население которого составляли хапиру. Создатель этого царства Абди-Аширта из осторожности прикидывался верным фараону, но одновременно через своих агентов систематически призывал население присоединиться к хапиру и убивать своих градоначальников, верных фараону, что и происходило там и сям по всей Финикии и Палестине. Кое-где дело доходило до выступлений отдельных вооруженных групп рабов.

Египетские наместники Амурру не сразу обнаружили враждебный характер деятельности Абди-Аширты, в результате чего он сумел значительно расширить свои владения.

В 70-х годах XIV века до н. э. на севере для Египта возникла новая опасность. Окрепшее Хеттское царство стало претендовать на гегемонию в районе Сирии и Верхней Месопотамии.

Хетты вторглись во владения союзника Аменхотепа митаннийского царя Тушратты. Тушратте удалось изгнать их, и он даже послал Аменхотепу колесницу, пару лошадей и двух рабов в виде подарка из числа добычи, доставшейся ему от хеттов. Но египетские провинции в Сирии не были пощажены. Акиззи, вассальный царь Катны, писал фараону, что хетты вторглись на его территорию в долине Оронта, унесли изображение Амона-Ра с именем Аменхотепа III, и, уходя, сожгли город. Нухашше, лежащее дальше на север, постигло подобное же нападение, и его царь Адду-Нирари написал отчаянное письмо фараону с уверениями в преданности и просьбой помочь против нападавших. Аменхотеп ограничивался посылкой небольших частей войска.

Видимо, для поддержки в борьбе против хеттов наметился брак Аменхотепа с дочерью царя страны Арцавы Тархундарадуса.

2.5. Царские юбилеи

Сохранились сведения о праздновании трех "хеб-седов", царских юбилеев, на 30-м, 34-м и 37-м годах правления Аменхотепа III, происходящие из царского летнего дворца в Малкате (Западные Фивы). Этот дворец, называемый, в древности "Пер-Хаи", или "Дом радости", имел отдельный фестивальный зал, построенный по этому случаю, и входил в состав храмового комплекса Амона. Одним из наиболее популярных эпитетов царя, встречающихся в описаниях юбилеев, является "Атен-чехен", что переводится как "Ослепительный солнечный диск". Он упоминается также в титулатуре фараона из храма в Луксоре, а также часто используется в качестве названий одного из царских дворцов и праздничной барки, построенной в честь 11-летия нахождения царя у власти.

2.6. Совместное правление с Эхнатоном
Аменхотеп III

Статуя Аменхотепа III в Лувре

До недавнего времени не существовало убедительных доказательств о совместном регенстве Аменхотепа III и его сына Эхнатона. Одним из подобных свидетельств служило одно из писем "Амарнского архива", датируемое 2-м годом правления Эхнатона и написанное митаннийским царем Тушраттой (амарнское письмо №EA27), в котором последний жалуется, что Эхнатон не выполняет обещания своего отца насчет отправки статуй из золота в качестве брачного приданого для принцессы Тадухипы, которая ждала отбытия в Египет. Поскольку Тадухипа была одной из последних иноземных жен фараона Аменхотепа III, то данное соответствие означает, что какое-либо совместное регенство между Аменхотепом и Эхнатон длилось не многим больше одного года. Американский археолог Лоуренс Берман в своем обзоре биографии Аменхотепа III, изданном в 1998 году, отмечал:

"Показательным является тот факт, что к сторонникам теории о соправительстве, как правило, принадлежат искусствоведы (к примеру, Раймонд Джонсон), в то время как историки (такие как Дональд Редфорд и Уильям Мернейн) в значительной степени не убеждены в ней. Признавая, что эта проблема не допускает простого решения, автор данной публикации постепенно пришел к выводу, что нет какой-либо необходимости в том, чтобы наличием совместного регенства объяснять определенные аспекты развития искусства при Аменхотепе III. Скорее, восприятие подобной проблемы может происходить из своеобразной интерпретации некоторых погребальных объектов".

Тем не менее, в феврале 2014 года Египетская Служба Древностей официально объявила, что располагает убедительными доказательствами того, что Эхнатон делили власть со своим отцом, по крайней мере, на протяжении 8 лет. Данная информация поступила в распоряжение ученых в результате исследований гробницы царского визиря Аменхотепа-Хаи (или Аменхотепа-Хуи). В настоящее времяы гробница продолжает изучаться многонациональной командой исследователей во главе с Мадридским Институтом по изучению Древнего Египта и доктором Мартином Валентином.

Гипотеза о совместном регенстве Аменхотепа III и Эхнатона была впервые выдвинута английским египтологом Джоном Пендлбери, проводившим раскопки в Амарне, в первой половине XX века, а также всячески поддерживалась египтологом-художником Норманом Девисом.

2.7. Последние годы жизни
Аменхотеп III

Памятная стела Аменхотепа III, сделанная при фараоне Марнептахе и содержащая одно из самых ранних упоминаний об Израиле. Египетский музей в Каире. Фото 1904 года

Сохранившиеся настенные рельефы из нубийского храма в Солебе и сцены из фиванской гробницы гробницы Херуэфа, исполнителя поручений "Великой царской жены" Тийи, изображают фараона Аменхотепа III явно слабым и болезненным человеком. Ученые считают, что в последние годы своей жизни он страдал от артрита и ожирения. В качестве доказательств подобных заявлений некоторые исследователи, как правило, приводят то обстоятельство, что Аменхотеп III попросил, а спустя некоторое время, и получил от своего митаннийского тестя Тушратты статую Иштар Ниневийской - богини плодородия и исцеления - в качестве панацеи от различных заболеваний, тревожащих фараона, в том числе, и от постоянной зубной боли. Медицинская экспертиза также подтвердила, что в последние годы Аменхотеп, вероятно, страдал от сильных зубных нарывов из-за прогрессирующего кариэса. В то же время, недавний тщательный анализ письма №ЕА23, где рассказывается об отправке статуи в Фивы, проведенный американским египтологом Уильямом Л.Мораном, не поддерживает эту популярную теорию. Согласно ему, прибытие статуи Иштар совпало с браком Аменхотепа III с Тадухепой, дочерью Тушратты, на 36-м году правления фараона; письмо EA23 также приурочено к "36-му году царствования, 1-му дню четвертого месяца зимы". Кроме того, сам Тушратта никогда не упоминает в данном письме, что отправляемая статуя должна каким-либо образом исцелить Аменхотепа от его недугов. Вместо этого митаннийский царь просто пишет:

"Передайте Ниммурейю (т.е. Аменхотепу III), царю Египта, моему брату и моему зятю, которого я люблю и кто любит меня: Тушратта, царь Митанни, который любит Вас, теперь Ваш тесть. У меня все хорошо. У Вас тоже все хорошо. В Вашу семью направлена Таду-Хеба (т.е. Тадухепа), моя дочь, Ваша жена, которую Вы любите, и все проходит хорошо. Для Ваших жен, для Ваших сыновей, для Ваших придворных, для Ваших колесниц, для Ваших лошадей, для Вашей армии, для Вашей страны и для всего того, что принадлежит Вам, все проходит очень и очень хорошо. Поэтому Шаушка Ниневийская (Иштар), хозяйка всех земель, сказала: "Я хочу поехать в Египет, страну, которую я люблю, а затем вернусь обратно". Таким образом, я посылаю ее, и она сейчас находится в пути. Также, во времена моего отца … [она] ездила в эту страну и несколько ранее обитала там, и все (жители) почитали ее. Может, мой брат теперь будет чтить ее в десять раз больше, чем прежде. Может, мой брат почтит ее, и (затем), с (его) позволения, разрешит ей возвратиться обратно?"

Таким образом, вероятным объяснением этих событий является то, что статуя была отправлена в Египет, "чтобы подарить свое благослование для брака Аменхотепа III и Тадухепы", так же, как она отсылалась ранее для брака Аменхотепа III и Гилухепы. Л. Моран пишет:

"Одним из объяснений отправки статуи богини является то, что она должна была излечить престарелого и больного египетского царя, однако данное заявление базируется исключительно на аналогии и не находит какого-либо подтверждения в данном письме … Скорее всего, это событие было связано с торжествами по случаю брака с дочерью Тушратты I; предыдущий подобный "визит" упоминается в строке "18f" и, возможно, был связан с бракосочетанием Келу-Хебы (т.е. Гилухепы) … Также стоит отметить роль Шаушки наряду с Амоном, как положительный ответ Таду-Хебы предложению фараона".

Содержание другого письма из Амарны под номером EA21, адресованного от имени Тушратты его "брату" Аменхотепу III, решительными образом подтверждает данную гипотезу. В это переписке царь Тушратта прямо говорит:

"Я отдал … свою дочь (Тадухепу), чтобы она стала женой моего брата, которого я люблю. Может, Шимиге и Шаушка, станут перед ней. Пусть они [сделают из нее] желанный образ для моего брата. Пусть мой рад радуется в [этот] день. Может, Шимиге и Шаушка предоставят моему брату свое [великое] благословение и изысканную радость. Пусть они благословят его, и Вы, мой брат, будете жить вечно".

2.8.  Смерть
Аменхотеп III

Мумия Аменхотепа III

Самой поздней датой, относящейся ко времени правления Аменхотепа III, является 38-год его царствования, который указывается на одной из надписей на фрагментах керамики из дворца в Малкате. Вероятно, фараон после этого еще немного прожил и умер незадолго до сбора урожая винограда в 39-м году.

Египетский монарх был погребен на территории Западных Фив в Долине Царей, в гробнице WV22. В какой-то момент, во время Третьего Переходного периода, его мумия была изъята отсюда и перенесена в одну из боковых камер гробницы KV35 вместе с несколькими мумиями других представителей XVIII-й и XIX-й Династий. Здесь они находились вплоть до 1898 года, пока не были обнаружены французским египтологом Виктором Лоре.

Благодарая экспертизе мумии Аменхотепа III, проведенной анатомом Графтом Эллиотом Смитом, удалось установить, что на момент смерти фараону было от 40 до 50 лет. Его супруга Тийя, как известно, пережила его, по крайней мере, на двенадцать лет, поскольку сохранилось несколько писем из Амарны, где имя царицы упоминается от периода правления ее сына Эхнатона; также она изображена сидящей за одним столом с Эхнатоном и его семьей в сценах из гробницы сановника Хайя, которые были сделаны в период с 9-го по 12-й годы царствования нового фараона.

Иностранные лидеры, поддерживающие дружественные отношения с Аменхотепом III, выразили глубокую скорбь, узнав о его кончине. Царь Тушратта сообщает:

"Когда я услышал, что мой брат Ниммурейя ушел за своей судьбой, в тот день я сел и заплакал. В тот день я не взял ни еды, ни воды".

После себя Аменхотеп III оставил страну, которая находилась на самой вершине своего величия и процветания, заработав небывалое уважение в международном пространстве; тем не менее, Египет все так же оставался связанным наследственными и политическими узами с могущественным жречеством Амона. Последовавший вскоре религиозный переворот, совершенный сыном и преемником Аменхотепа III, Эхнатоном, пошатнул устаявшиеся нормы в государстве до самого их основания и был попыткой выяснения главного вопроса: был ли фараон более влиятельным, чем установившийся внутренний порядок в образе жречества Амона и его несметных богатств? Чтобы выйти из-под влияния могущественного храма, Эхнатон даже перенес столицу государства из Фив в специально построенный город Ахетатон ("Горизонт Атона", на месте современной Амарны). Здесь он отстаивал свои собственные предпочтения по почитанию божества Атона, а также на некоторое время сумел подавить культ Амона.

3. Известные чиновники

Аменхотеп III

Один из сфинксов Аменхотепа III. Университетская набережная, Санкт-Петербург

При дворе Аменхотепа III находились многие известные личности Древнего Египта, в том числе и царские визири Рамос, Аменхотеп, Аперел и Птахмос. Все они известны целым рядом замечательных архитектурынх памятников, к которым принадлежит и знаменитая гробница Рамоса в Фивах. Обязанности казначеев выполняли Птахмос и Мерира. Главными дворецкими были Аменемхет Сарер и Аменхотеп (Хуи). Должность "Царского сына Куша" занимал Меримос, который являлся также ведущей фигурой во время военных кампаний фараона в Нубии.

Возможно, самым известным чиновником во времена Аменхотепа III был Аменхотеп, сын Хапу. При жизни фараона он никогда не занимал высоких должностей, однако позднее ему начали поклоняться как богу и главному архитектору некоторых царских храмов.

Жрецами Амона, а также его "Вторыми пророками" являлись близкие родственники фараона - Анен и Симут.

4.  Торговые отношения

Аменхотеп III

Одна из восстановленных статуй Аменхотепа III возле северного входа в его заупокойный храм в Западных Фивах

Источником обширной строительной деятельности Аменхотепа, были несметные богатства, поступающие в Египет из покоренных и зависимых стран. Эти богатства Египта были столь велики, что Аменхотеп мог посылать большое количества золота в качестве подарков своим верным союзникам — царям Митанни и Вавилона, причём последние были уверены, что золота в Египте столь же много, как песка в пустыне.

В правление Аменхотепа процветала торговля, также приносящая огромный доход государству, ибо Аменхотеп всячески поощрял законную торговлю и надлежащим образом её таксировал. В искусстве времени Аменхотепа сочеталось стремление к громадному (исполинские колонны и здания), со строгой стройностью. А изображениям на плоскости сообщались очертания невиданной мягкости и плавности.

В эпоху царствования Аменхотепа III Египет поддерживал контакты и с Пунтом. В гробнице Аменмеса (ТТ89), градоначальника Фив и очень высокопоставленного вельможи, сохранилось изображение типичных даров Пунта в сопровождении местных вождей. Другой Аменмес, простой писец, также сообщал о прибытии флотилии из Пунта в Египет в период до 36-го года правления царя.

В так называемом "Географическом списке Аменхотепа III" из заупокойного храма фараона дается ряд названий городов Эгейского мира, с которыми, вероятно, поддерживались торговые отношения:

  • Тени (Пелопоннес): Декис (Фивы), Мекин (Микены), Меджена (Мессина), Напли (Нафплион), Кетер (Китира) и Уили (Элис). Город Амиклы был стерт из этого списка по неизвестным причинам;
  • Кефтиу (Крит): Кенеш (Кносс), Бишти (Фестос), Амнеш (Амнис), Кетени (Сидония) и Лекет (Ликтос).

5.  Строительная деятельность

Аменхотеп III

Одна из первых фотографий храма Аменхотепа III в Луксоре, сделанная Антонио Биато между 1860 и 1889 годами

Фараон Аменхотеп III значительно расширил храмовый комплекс в Карнаке, присоединив к нему новый храм в Луксоре - одно из самых изысканных творений египетских зодчих, состоявшее из двух пилонов и величественной колоннады, - а также новый храм, посвященный богине Маат. В главном карнакском храме Амона был реставрирован Четвертый и возведен Третий пилон, а центральный вход был дополнен двумя рядами массивных колонн с папирусообразными капителями. Открытый двор между Третьим и Четвертым пилонами, иногда называемый "Двор обелиска", был украшен многочисленными изображениями священных барок со стоящими на них богами Амоном, Мут и Хонсу. Также, фараон начал строительство Десятого пилона в храме Амона. Одним из первых упоминаний о начале строительной деятельности Аменхотепа III является отчет об открытии новых известняковых карьеров в Туре (Средний Египет), датируемый 1-м и 2-м годами правления царя. Под началом фараона осуществлялось строительство еще одного храма Маат в Луксоре и возведение многочисленных более мелких памятников по всей Нубии. Николя Гримал в своей книге "История Древнего Египта" (1992) дополняет:

" … В том числе, в Элефантине был построен небольшой храм с колоннадой, посвященный Тутмосу III; скальный храм Амона, "Покровителя дорог", в Вади-эс-Себии, и храм Гора Миамского в Анибе … Также он основал храмы в Каве и Сесеби".

Огромный заупокойный храм Аменхотепа III на берегу Нила в свое время был одним из крупнейших религиозных комплексов в Фивах, но, к сожалению, царь приказал построить его слишком близко к нильской пойме, что менее чем через 200 лет привело к тому, что храм уже стоял в руинах. Большая часть его каменной кладки была использована Марнептахом и другими более поздними фараонами для собственных строительных проектов. Единственными уцелевшими до настоящего времени элементами храма являются так называемые "Колоссы Мемнона" - две массивные каменные статуи высотой 18 метров, некогда стоявшие при входе в погребальный комплекс.

Аменхотеп III

'Колоссы Мемнона' - все, что осталось от заупокойного храма Аменхотепа III

После строительства Третьего пилона в Карнаке, южнее храма Амона, Аменхотеп III приказал установить около 600 статуй богини Сехмет в храме Мут. Некоторые из самых великолепных статуй эпохи Нового Царства датируются именно периодом правления этого фараона; к примеру, два выдающихся льва из красного гранита, изначально стоявшими перед храмом в Солебе (Нубия) и ныне хранящимися в коллекции Британского музея, или сфинксы, в конце XIX века перевезенные на Университетскую набережную в Санкт-Петербурге. Несколько изящных статуй из черного гранита, изображающих фараона в царском платке "немесе", были обнаружены в ходе раскопок возле "Колоссов Мемнона" и среди останков Таниса в Дельте Нила. В 2014 году две громадные статуи Аменхотепа III, которые повалились на землю во время землетрясения, случившегося около 1200 года до н.э., были реконструированы из более чем 200 фрагментов и вновь подняты перед северным входом в погребальный храм фараона.

Одна из самых знаменитых находок, датируемых временем правления Аменхотепа III, была сделана совсем недавно, в 1989 году, во дворе колоннады Луксорского храма. Здесь был обнаружен тайник, в котором хранились различные культовые статуи богов и фараонов Древнего Египта, в том числе и большая (1,8 метра высотой) статуя из розового кварцита, изображающая Аменхотепа III в двойной короне и найденная практически в идеальном состоянии. Статуя была установлена на деревянных санях, а из выявленных повреждений ученые обнаружили только стертое имя Амона везде, где оно появлялось в царских картушах, что говорит о систематическом уничтожении каких-либо упоминаний об этом божестве, проводимого во времена преемника Аменхотепа III, фараона Эхнатона.

Источники
  • Джоан Флетчер. В поисках Нефертити. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. — С. 254-257. — 413 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-9762-5421-3.
  • William L. Moran, The Amarna Letters, Baltimore: Johns Hopkins University Press, (1992), EA 3, p.7
  • Clayton, Peter. Chronicle of the Pharaohs, Thames & Hudson Ltd., 1994. p.112
  • Beckerath, Jurgen von, Chronologie des Pharaonischen Agypten. Philipp von Zabern, Mainz, (1997) p.190
  • O'Connor, David & Cline, Eric. Amenhotep III: Perspectives on His Reign, University of Michigan Press, 1998, p.3
  • Schwarz-Bart, Simone & Schwarz-Bart, Andre (2001). In Praise of Black Women, Ancient African Queens: Volume 1. University of Wisconsin Press. pp. 52–61. ISBN 0-299-17250-3.
  • Kozloff, Arielle. & Bryan, Betsy. Royal and Divine Statuary in Egypt’s Dazzling Sun: Amenhotep III and his World, (Cleveland, 1992), nos. 24, 57, 103 & 104
  • Troy, Lana. Patterns of Queenship in Ancient Egyptian Myth and History. University of Uppsala, Uppsala Studies in Ancient Mediterranean and Near Eastern Civilizations 14, (1986), 103, 107, 111
  • Dodson, Aidan & Hilton, Dyan The Complete Royal Families of Ancient Egypt, Thames & Hudson (2004), p.155
  • Grajetzki, Ancient Egyptian Queens: A Hieroglyphic Dictionary, Golden House Publications, London, 2005, ISBN 978-0-9547218-9-3
  • Nicholas Reeves, Akhenaten: Egypt's False Prophet, Thames & Hudson, 2000, pp.75-78
  • Lawrence M. Berman, 'Overview of Amenhotep III and His Reign,' in Amenhotep III: Perspectives on his Reign, ed: David O'Connor & Eric Cline, p.23
  • Pharaoh power-sharing unearthed in Egypt Daily News Egypt. February 6, 2014
  • William Hayes, "Internal affairs from Thutmosis I to the death of Amenophis III," in CAH Pt 1, Vol 2, The Middle East and the Aegean Region, c.1800-1380 BC, 1973, p.346
  • Cyril Aldred, Akhenaten: King of Egypt, Thames & Hudson, 1991, pl.13
  • Nicolas Grimal, A History of Ancient Egypt, Blackwell Books: 1992. p.223
  • Grafton Elliot Smith, The Royal Mummies, 1912, Cairo, p.50
  • "North Tombs at Amarna". Archived from the original on 7 May 2009. Retrieved 2009-05-18.
  • "Amenhotep III Statues Once More Stand Before Pharaoh’s Temple". Latin American Herald Tribute. December 15, 2014.
  • "Colossal statue of Amenhotep III unveiled in Egypt". The Daily Mail. Agence France-Presse. December 14, 2014.

Алфавитный указатель